Энергосбережению - учет и контроль

16-17 мая 2002 г. в рамках выставки "Аква-Терм Киев 2002" прошла VII Международная конференция "Энергосбережение, эффективность, экология". Организатором конференции выступила Ассоциация теплоэнергетических компаний Украины. В работе конференции приняли участие представители государственных служб, научно-исследовательских организаций, отечественных и зарубежных фирм.

Западные государства уже давно поняли, что энергосбережение является одним из условий существования современной цивилизации. Для Украины же проблема энергосбережения сегодня является проблемой национальной безопасности.
Развитые страны мира приняли соответствующие законодательные акты и создали государственные и местные органы по управлению и стимулированию энергосбережения. Например, в Японии принят "Закон о рациональном использовании энергии", в Германии - "Закон об экономии энергии", в Нидерландах - "Меморандум об энергосбережении".
В Украине же разработанная по указанию Президента Комплексная государственная программа по энергосбережению, являющаяся основой государственной энергосберегающей политики, выполняется пока неудовлетворительно.

Законодательное и нормативное обеспечение энергосбережения
Энергосбережение - деятельность (организационная, научная, техническая, информационная), которая направлена на рациональное использование и экономное расходование первичной и преобразованной энергии и природных энергетических ресурсов в национальном хозяйстве и реализуется с использованием технических, экономических и правовых методов.
Энергосберегающая политика - это административно-правовое и финансово-экономическое регулирование процессов добычи и производства, переработки, транспортирования, сохранения, распределения и использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) с целью их рационального использования и экономного расходования. Приведенные выше определения даны в Законе "Об энергосбережении", принятом 1 июля 1994 года. Таким образом, сегодня мы можем отметить восьмилетие действия этого Закона.
Следующим шагом явилось принятие Комплексной государственной Программы по энергосбережению, утвержденной Кабмином 5 февраля 1997 года. Программа является целевой и предназначена для практического использования на предприятиях, в хозяйствах, на местном, отраслевом и государственном уровнях. В ней содержатся конкретные, важнейшие энергосберегающие мероприятия, которые должны дать весомый народнохозяйственный эффект (предполагалось получить экономию средств в размере 102 млрд.грн.).
Первым этапом (1996-2000 гг.) Программы предусматривалось применение проектов, имеющих общегосударственное значение, позволяющих с привлечением существующей промышленной базы организовать массовое производство высокоэффективной энергосберегающей продукции. Реализация первого этапа должна была уменьшить потребность в энергоресурсах до 2000 года на 30-36 млн. тонн условного топлива, однако эта задача не была выполнена.
Кроме "Закона об энергосбережении" и Программы в Украине сейчас действует множество нормативно-правовых актов по энергосбережению, которые направлены на сдерживание роста энергоемкости ВВП и повышение эффективности использования топлива и энергии.
В странах с рыночной экономикой государственное влияние на энергосбережение является очень весомым. Разработку и реализацию государственной политики энергосбережения в Украине проводит Государственный комитет Украины по энергосбережению (создан в 1995 г.). В связи с этим государственное управление энергосбережением должно осуществляться по трем основным направлениям:
государственное регулирование энергосбережения (цены, тарифы, сертификация, экспертиза, лицензирование, льготы, стандарты и нормативы);
функциональное управление через аппарат Госкомэнергосбережения Украины, в том числе госинспекцию по энергосбережению;
региональное управление и контроль за соблюдением законов и нормативов, а также организация работы по энергосбережению.
На конференции председатель Государственного комитета энергосбережения Украины Юрий Иванович Шульга рассказал о том, какие меры принимает Комитет в области активизации энергосбережения. Он отметил, что сегодня работает около 120 фирм, основная задача которых - проведение энергоаудита на предприятиях и организациях Украины, производящих различные виды продукции. Налажено информационное обеспечение производителей и потребителей энергии всеми существующими и готовящимися нормативно-правовыми актами по энергосбережению, для чего организовано 14 региональных информационных центров. Сегодня создается еще 6 отраслевых центров, основной задачей которых будет информирование о новых энергосберегающих технологиях. Создан также веб-сайт, на котором обсуждаются различные проблемы, проводятся конкурсы. Налажено сотрудничество с Академией наук Украины как по вопросам энергосбережения, так и связанных с ними проблемам экологии. Постоянно проводятся совместные коллегии с представителями Минэкологии и местными органами власти, особенно это касается таких городов, как Днепродзержинск, Николаев и др. В 2001 году Комитету были впервые выделены бюджетные средства на энергосберегающие проекты.
За счет бюджетных средств была создана Инспекция по энергосбережению, имеющая свои подразделения во всех областях Украины. Но контролировать затраты энергии очень сложно из-за отсутствия во многих случаях элементарных счетчиков.
О концепции разработки Государственных норм "Отопление, вентиляция, кондиционирование воздуха и энергосбережение" сделал доклад заведующий кафедрой теплогазоснабжения и вентиляции Киевского национального университета строительства и архитектуры (КНУСА) Юрий Константинович Росковшенко. Он подчеркнул, что такие нормы разрабатываются в Украине впервые. Заказчики -Госстрой Украины и Госкомэнергосбережения, основной исполнитель - КНУСА. При разработке норм за основу взяты действующие сейчас нормы. Однако будут и существенные отличия. Например, если раньше главным требованием было снижение материалоемкости, то сейчас -энергосбережение, чему будет посвящен отдельный раздел. Из новых требований по энергосбережению среди прочих будут рассматриваться специальные требования по теплоизоляции между различными помещениями, так как при наличии регуляторов отопления в разных помещениях может быть разная температура. Расчетные условия требуют корректировки действующих норм температуры воздуха внутри помещений в сторону повышения.
Документ разрабатывается с учетом современных тенденций в применении новых технологий и конструктивных и объемно-планировочных решений зданий и сооружений. Кроме того, в нормах будут учтены и европейские требования и тенденции, так как в будущем Украина намерена тесно сотрудничать с ЕС.
Почетный президент Ассоциации теплоэнергетических компаний Украины Иван Николаевич Салий высказал свое мнение об энергосбережении, как обязательной составляющей муниципальной теплоэнергетики. Сегодня 93% жилья строится на средства населения, которому важно иметь теплое и одновременно экономное в процессе эксплуатации жилье. Это накладывает определенные обязательства на проектировщиков и строителей. Новое жилье обеспечивается всеми необходимыми счетчиками, в подъездах сидят консьержки, а объединившиеся собственники жилья стараются соблюдать правила энергосбережения в своих домах. Совершенно другая картина в старом жилом фонде. "Холодные" стены и окна, изношенное оборудование и инженерные системы, отсутствие счетчиков не позволяет пока даже помышлять об энергосбережении. Тем не менее, в Киеве практически все общественные здания уже оснащены счетчиками тепла и воды, что дает существенное уменьшение потребления по сравнению с действующими тарифами.
Сегодня отмечается тенденция отказа от централизованного теплообеспечения, которое по сравнению с автономным теплоснабжением менее экономично (на 20% за счет потерь при транспортировании). Однако отказываться от ТЭЦ, существующих во всех крупных городах мира пока нельзя. Всемирный банк выделил Киеву деньги на реконструкцию коллекторов, которая будет проведена в ближайшее время.

Энергосберегающие технологии
Одна из важнейших проблем, которая даст существенный энергосберегающий эффект в теплоэнергетике, - это внедрение новейших технологий сжигания топлива, в том числе низкосортного угля украинских месторождений. Сегодня на балансе только сектора коммунальной теплоэнергетики находятся в эксплуатации около 5 тыс. котельных, 12 тыс. км тепловых сетей. Годовая выработка тепла составляет 48 млн. Гкал., средний КПД котельных составляет 83,9%, более половины котельных работают с КПД менее 80%.
Для повышения эффективности использования котельно-печного топлива необходимо заменить устаревшие котлы типа НИИСТУ-5, ВНИИСТО-Мч, Универсал, Энергия, Тула и аналогичных им на новые с большим КПД типа ВК, КБНГ, КСБа и др.
Сегодня, в условиях неплатежей и сложного финансового положения предприятий, эффективным и реальным энергосберегающим мероприятием является реконструкция котлов малой производительности с увеличением их КПД и производительности, в частности котлов НИИСТУ-5. Только в системе коммунальной теплоэнергетики их находится в эксплуатации более 1/3 общего количества котлов (10,5 тыс. единиц). Расчеты показывают, что эксплуатация этих котлов оборачивается для отрасли сверхнормативным расходом топлива в год, составляющим около 300 тыс. тонн условного топлива (более 12 млн. долларов США при цене 1000 м3 газа 42 доллара). Это означает, что предприятия "Теплокоммунэнерго" за счет сэкономленного тепла могли бы работать в течении года. В целом по Украине котлов этой марки эксплуатируется более 20 тыс. единиц.
На конференции выступила заведующая научно-исследовательской лабораторией проблем эффективности систем теплоснабжения института "УкрНИИинжпроект" Олеся Владимировна Мельниченкр. Она рассказала, что институт по заказу Госстроя Украины уже много лет занимается проблемами энергосбережения. Были обследованы около 14 тыс. котельных в Украине, выявлено, что около 10 тыс. работают с очень низким КПД, требуют реконструкции. Было обследовано также состояние теплосетей, которое показало, что большинство из них находятся в плохом состоянии. В связи с этим институтом был поднят вопрос о частичной децентрализации теплоснабжения.
Специалистами института "УкрНИИинжпроект" выполнена проектно-сметная документация реконструкции котлов НИИСТУ-5. В результате реконструкции КПД котла достиг 92%, увеличена также и мощность котла. Расходы на проведение реконструкции одного котла оцениваются в сумме 5000 грн., что в 6 раз меньше расходов на установку нового котла типа ВК. Срок окупаемости не более одного года.
Проблема снижения потерь теплоэнергии в трубопроводах, может быть решена их тщательной теплоизоляцией и защитой от коррозии. Заслуживает внимания опыт АО "Харьковтеплоэнерго" по прокладке и ремонту тепловых сетей с применением пенополиуретановой теплоизоляции. Трубы прокладываются очень быстро и надежно, показатели их теплоизоляции в два раза лучше, применение таких труб уменьшает в 3 раза эксплуатационные затраты, практически отсутствуют потери тепла.
Предприятия коммунальной теплоэнергетики внедряют и другие энергосберегающие мероприятия: автоматику и регулирующие устройства, пластинчатые теплообменники, автоматические системы управления технологическими процессами производства и подачи потребителям теплоэнергии, использование нетрадиционных и альтернативных видов топлива и энергии, но это не носит массового характера.
Директор 000 "Экотерм" Семен Семенович Найманов в своем выступлении подчеркнул, что сегодня теплоэнергетика Украины сжигает сверх необходимого несколько миллиардов кубометров газа в год за счет применения неэффективного оборудования. Изменить эту ситуацию можно, но все инициативы, направленные в Кабмин, не находят понимания и поддержки. "Экотерм" вынужден сам выходить на предприятия со своими предложениями, которые в первую очередь направлены на реконст


Похожие записи:

 

16-17 мая 2002 г. в рамках выставки "Аква-Терм Киев 2002" прошла VII Международная конференция "Энергосбережение, эфф

Последнии записи