Промышленный обзор.Сушняк напал 2001.



Промышленный обзор.Сушняк напал 2001. Взяться за ум и начать производить сухие строительные смеси мы впервые призвали три года назад. Тогда в статье “Сухие и комфортные” мы честно говорили: рынок пуст, но чертовски перспективен. С тех пор много воды утекло, и в стране производители таки появились — большие и малые, совсем украинские и чуть-чуть иностранные... А украинский рынок смесей нынче “весит” едва ли не полмиллиарда гривень. Во какие мы были умные в 1998 году!

Паспорт отрасли
Сухосмесительная” промышленность Украины

  • Количество субъектов, производивших смеси в 2000 году, — не менее 13 крупных и средних, не менее 100 мелких (данные БИЗНЕСа).
  • Объемы смесей, произведенных в 2000 году, — около 130 тыс. т (наиболее распространенная оценка операторов рынка).
  • Средняя рентабельность производства сухих смесей — 15-25%.
  • Импорт в Украину в 2000 году — около 180 тыс. т (наиболее распространенная оценка операторов рынка).
  • Экспорт из Украины в 2000 году — крайне незначителен.
  • От автора
    Мы весьма регулярно “навещаем” новую отрасль, производящую сухие строительные смеси. Она, конечно, перспективная. Но только в 2001 году произошел некий осязаемый перелом, выраженный не только в общих словах о перспективах. На киевских стройплощадках впервые были массово применены сухие смеси (пускай пока не очень механизировано). И опыт, говорят, положительный. А с 2002 года вводятся новые строительные нормы касательно использования смесей

    .Человеческим языком

    Сухая строительная смесь — это, грубо говоря, порошок, который при добавлении воды превращается в строительный раствор. Но в хорошей смеси есть еще разные добавки. Преимуществ перед обычными растворами у сухих смесей много. Не будем их перечислять подробно. Назовем лишь простоту подготовки смесей к работе, лучшие механические качества затвердевших растворов по сравнению с растворами традиционными, а также огромный рост производительности строительного труда при использовании смесей.

    Рынок
    Единой и притом достоверной статистики насчет выпуска или потребления сухих строительных смесей в стране, увы, не существует. Есть оценки производителей и торговцев. Опрошенные намиэксперты-пессимисты из числа производителей оценили годовой объем продаж смесей примерно в 150 тыс. т, “умеренные” эксперты — в 300 тыс. т, оптимисты — в 500 тыс. т.
    Наиболее вероятно, наверное, среднее значение, поскольку оно хорошо укладывается между двумя крайними “попаданиями”.
    Перевести эти весовые показатели в деньги можно только с оговоркой: цены на смеси разных видов различаются порой почти на порядок (см. табл. “Средние оптовые цены на сухие смеси”).
    С учетом удельного веса каждой смеси на рынке получаются такие объемы потребления за год: осторожная оценка — 160-170 млн грн., спокойная оценка — 310-350 млн грн., оптимистичная оценка — 520-580 млн грн.
    Наиболее затребованные смеси из производимых в Украине (в нисходящем порядке по оценкам опрошенных производителей и торговцев) — клеи для плитки, шпаклевки (они сейчас “растут” быстрее всех), различные штукатурки, композиции для пола. Прочие виды пока весьма малопопулярны. Средние оптовые цены на сухие смеси* Вид смеси Цена 1 т отечественной
    смеси, тыс. грн. с НДС Цена 1 т импортной
    смеси, тыс. грн. с НДС Плиточный клей 0,7 0,85 Штукатурки гипсовые 1 1,4 Шпаклевки гипсовые 1,2 1,6 Шпаклевки цементные фасадные 1,6 2,8 Наливные полы 1,5 2,5 Ремонтные составы 2,1 4,3 Декоративные штукатурки - 6 *По данным ООО “Микс” (производитель сухих строительных смесей, г.Киев).
    Сырьё
    Пока украинские поставщики сырья (речь о гипсе, песке, цементе, извести) не вполне прониклись нуждами родных смеседелов.Местное сырье — большей частью “некондиционное”
    (по понятиям тех, кто делает “сушняк”).
    Заводы смесей давно согласны переплачивать за качественное сырье, но его все-таки мало. Кроме того, сырьевики не гарантируют постоянство качества. Поэтому каждый серьезный производитель смесей первым делом обзаводится ситами и сушилкой для песка, а часто — оборудованием для доводки прочих минеральных компонентов. Это — дополнительные затраты. Одному среднему заводу создание доводочного участка обходится в $50 тыс. и более. Гораздо разумнее (но и теоретичнее) выглядит централизованное “кондиционирование” сырья либо централизованные же разведка и разработка минеральных месторождений с высококачественным содержимым. Но сдвиги есть. Вот любопытный факт. Один из “централизованных” добытчиков гипсового камня, причем крупнейший в Украине, — ЗАО “Стромгипс” (г.Артемовск, Донецкая обл.) — откликнулся на прошлогоднюю БИЗНЕСовскую публикацию о сухих смесях (см. №47 от 20 ноября 2000 года, стр. 34-40). “Стромгипс” уловил тоску сухосмесительных компаний по качественному сырью и ныне предлагает им особо чистый гипс из месторождения с подземной разработкой.

    Экспорт-импорт
    Слышать об экспорте украинских сухих смесей нам пока не приходилось. На западной и южной границах страны существуют гигантские (по нашим меркам) “сухосмесительные” империи — Польша, Венгрия и Турция.
    На востоке и севере — Русь с Беларусью, активно развивающие собственное сухосмешение и так же, как и мы, не доросшие до полновесного среднедушевого потребления “сушняка”. Но времена меняются. В ближайших планах украинских компаний — массированная экспансия в Россию. Вот факт: “Хенкель-Баутехник (Украина)” получил в свое управление строящийся российский филиал (завод) “Хенкеля” и теперь будет “ковать” политику на двух рынках. А вот импортных смесей в Украине все еще полно. “Все еще” потому, что их ввоз сокращается. В прошлом году общий тоннаж украинских смесей впервые превысил импорт (уверяют субъекты рынка) и ныне соотношение украинское/зарубежное равно по сдержанным оценкам примерно 1,3:1, а по менее сдержанным — 2:1. Стоит учесть, что, по некоторым данным, в Западной Украине это соотношение достигает 2:1 — 6:1 “в нашу пользу”. Что скажешь, “западенцi” рано начали перенимать польский опыт — как в производственной сфере, так и в строительстве. К слову, витрины строительных магазинов и раскладки на рынках эти цифры подтверждают, по крайней мере качественно. “Самые импортные” смеси — прежде всего гипсосодержащие (“родом” из Турции), а также сложные многокомпонентные смеси для пола и отделочных работ. По оценкам различных операторов рынка, гипсовые шпаклевки из Турции занимают в Украине от 60 до 75% своего субрынка. Причем в нашей стране гипсошпаклевочный турецкий товар стоит дешевле, чем у себя на родине. Наши производители в один голос говорят о засилье турецкой гипсовой контрабанды. В Украине гипсосодержащие смеси производятся, но они не всегда устраивают покупателя — см. главку “Сырье”.

    Производители
    Говорить о доле какого-либо производителя на общеукраинском рынке сухих смесей, по мнению самих производителей, смысла мало. Смеси еще не стали массовым товаром, и потенциал существующих производителей перекрывает рынок сухих смесей минимум в пять раз.
    Кардинальных изменений в составе “видных” производителей за год, прошедший со времени последней публикации в БИЗНЕСе на данную тему (см. №47 от 20 ноября 2000 года), не произошло. Кто такие “видные”? Те предприятия, оборудование которых отличается от простой бетономешалки и продукция которых достаточно заметна на рынке. В нижеприведенный список производителей попали именно такие. Справки о каждом, чтоб избежать недостоверности, мы наводили еще и у его конкурентов, а также у торговцев. Первые три фирмы в списке — крупнейшие, рассчитанные на 100 тыс. т смесей в год, идут по алфавиту. Остальные ранжированы по принципу “от центра к областям” (чтобы никто не обиделся). Данные о годовых объемах производства, потенциальной мощности, а также о производственном росте приводятся, если предприятие нам их (данные) предоставило.
    ООО “Полирем” (г.Киев). Производит смеси под одноименной торговой маркой. Первенец среди больших производств в Украине: завод запущен весной 1998 года. Выпускает далеко за полсотни наименований смесей, а также вододисперсионные материалы (мощности по ним — 14 тыс. т в год сверх 100 тыс. т “сухих” мощностей). Спроектировал технологические линии мощностью 50 тыс. т в год. Их собираются возводить как филиалы “Полирема” по всей Украине.
    ООО “Фомальгаут” (г.Киев). Торговая марка — “Полимин”. Ежегодно увеличивает продажи. О происхождении производственной базы, объемах производства информации не дает. Недавно начал “раскрутку” региональной дилерской сети. Кроме того, “Фомальгаут” купил машиностроительный завод. Он будет выпускать заводы сухих смесей, штукатурные станции, транспортные силоса для смесей и много прочего.
    ДП “Хенкель-Баутехник (Украина)” (г.Вышгород, Киевская обл.). Торговая марка — Ceresit. Завод введен в строй в апреле 1999 года. О “Хенкеле” см. наш репортаж на стр 32,33.
    ООО “Микс” (г.Киев). Торговая марка — “Кубик”. Специализация — высокотехнологичные, сложные смеси. Помимо смесей “Микс” поставляет строителям штукатурные станции M-tec немецкого производства. В 2000 году выпустил 1,4 тыс. т сухих смесей. Производство развивается только за счет собственной прибыли, без внешних инвестиций.
    ООО “ТРСТ” (г.Киев). Торговая марка — “ПРОФІлайн”. Интересно, что решение выпускать сухие смеси, принятое в конце 1999 года, директору компании навеяли публикации в БИЗНЕСе №47 от 22 ноября 1999 года, посвященные производству смесей.
    ООО “Артель” (г.Киев). Торговая марка — “Артисан”. Сейчас фирма выпускает 36 видов продуктов. Имеет патенты на собственные разработки систем утепления.
    ОАО “Фирма “Керамблоки” (г.Киев). Торговая марка — “Керамикс”. “Керамблоки” — бывший Подольский завод стеноматериалов, перенацеливший производство на сухие смеси. Выпуск смесей в 2000 году — около 1 тыс. т. (См. также БИЗНЕС №37 от 11 сентября 2000 года, стр. 29. Там речь идет о “кирпичной” деятельности фирмы.)
    ООО ПК “Лидер” (г.Днепропетровск). Подробной информации не предоставил, но продавцы смесей по всей Украине хорошо с ним знакомы. “Лидер” разрабатывает почти все свои рецептуры самостоятельно (редчайший случай), имеет три технологических участка, специализирующихся на выпуске соответственно красок, клеев и сухих смесей. Кроме того, он выпускает пластиковую тару.
    ООО “БИОН-Импэкс” (г.Днепропетровск). Торговая марка — “Семь гномов”. Производит сухие смеси и вододисперсионные краски. “БИОН-Импэкс” называет себя самым крупным производителем в Восточной Украине.
    ООО “Харьковский завод сухих строительных смесей” (г.Харьков). Торговая марка — “Токан”. Учредитель ХЗСС — известный в Киеве холдинг “ТММ”, занимающийся строительством. Интерес ТММ к сухим смесям — свидетельство постепенного сближения производства смесей и строительных компаний. Холдинг планирует строить сеть производств сухих смесей по всей Украине.
    ОАО “Павлограджилстрой” (г. Павлоград, Днепропетровская обл.). Торговая марка — “Будмайстер”. Это бывший завод “Павлограджелезобетон”. Сейчас здесь производят железобетон, столярные изделия, евроокна, прессованную и литую брусчатку, сухие смеси и многое другое. Мощность производства смесей — 40 тыс. т в год. Объемы продаж смесей: 1999 год — 500 т, 2000 год — 2,5 тыс. т, 2001 год — 11 тыс. т. Оборудование — совместного польско-немецкого производства (RAFIZ). Производство сертифицировано в системе ISO 9001.
    ОАО “Адинол” (г.Ривне). “Адинол” (это и название, и торговая марка)первоначально был создан как совместное украинско-польское предприятие. До 1996 года фирма выпускала и экспортировала на Запад химпродукцию органического синтеза — адипиновую кислоту, циклогексанон. Затем арендованный химический участок от предприятия “ушел”, и оно решило строить производство сухих смесей. Мощность предприятия — 15 тыс. т в год. В качестве базы для технологической линии использовали оборудование, готовящее шихту для стеклопроизводст


    Похожие записи:

     



  • Промышленный обзор.Сушняк напал 2001. Взяться за ум и начать производить сухие строительные смеси мы впервые

    Последнии записи