Энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства

Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 №796 утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года - важнейший инструмент реализации Энергетической стратегии России. Государственным заказчиком и координатором программы является Минэнерго России. Целевая направленность ФЦП определяется необходимостью решения задач, связанных с низкой энергоэффективностью экономики страны, и, как следствие, с высокими издержками общества на свое энергообеспечение, а также необходимостью обеспечения устойчивого энергоснабжения населения и экономики страны, снижения техногенной нагрузки топливно-энергетического комплекса (ТЭК) на окружающую среду, сохранение энергетической безопасности России.
Предусматривается создание социально ориентированного конкурентоспособного топливно-энергетического сектора экономики, основанного на рыночных условиях хозяйствования, и снижение энергоемкости валового национального продукта за счет структурных и технологических изменений в энергопроизводящих и энергопотребляющих отраслях.
Программа включает в себя мероприятия, нацеленные на решение следующих задач:
перевод экономики страны на энергосберегающий путь развития с обеспечением разумных энергетических потребностей общества при приоритете потребностей населения в различных видах энергоресурсов;
повышение эффективности энергопроизводства путем реконструкции и технического перевооружения отраслей ТЭК на новой технологической основе;
ФЦП предусматривает достижение значительного мультипликативного эффекта, который заключается в снижении энергоемкости внутреннего валового продукта и является обобщающим показателем энергоэффективности во всех сферах экономики, включая коммунально-бытовой сектор - один из крупнейших потребителей топливно-энергетических ресурсов.
ФЦП состоит из трех подпрограмм:
«Энергоэффективность ТЭК»;
«Безопасность и развитие атомной энергетики»;
«Энергоэффективность в сфере потребления».
Госстрой России является основным разработчиком и заказчиком раздела 3 «Энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства» подпрограммы «Энергоэффективность в сфере потребления».
ФЦП реализуется в два этапа:
I этап - 2002-2005 годы; II этап - 2006-2010 годы.
На I этапе будут осуществляться меры, направленные на углубление структурных реформ и укрепление рыночных начал в энергетическом секторе, преодоление диспропорций переходного периода.
На II этапе - максимально возможное ускорение обновления материально-технической базы, повышение энергетической эффективности оборудования на основе новых высокоэффективных технологических процессов. Распределение финансовых средств ФЦП приводится в таблице 1.

Таблица 1. Распределение финансовых средств ФЦП Подпрограммы и разделы Финансирование, млрд руб. п./п. Наименование подпрограммы I этап 2002-2005 гг. II этап 2006-2010 гг. Всего Из федер. бюджета Всего Из федер. бюджета I Энергоэффективность 2670 7,85 3657,3 20,05 II Безопасность и развитие атомной энергетики 181,6 2,8 286,2 12,9 III Энергоэффективность в сфере потребления 106,03 1.69 4,96 Разделы подпрограммы III 3.1 Энергоэффективность энергоемких отраслей промышленности 34,6 0,259 33,39 0,806 3.2 Энергоэффективность в сельском хозяйстве 4.1 0,121 4,02 0,358 3.3 Энергоэффективность в ЖКХ 25,085 0,419 24,05 1,257 3.4 Энергоэффективность на транспорте 9,0 0,137 8.01 0,402 3.5 Энергоэффективность в организациях (учреждениях) федеральной бюджетной сферы 4.15 0,486 5,0 1,412 3.6 Энергосбережение в отраслях ТЭК 29,01 0,27 28,0 0,721
Постатейные объемы финансирования раздела 3 «Энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства» по годам на период 2002-2005 гг. даны в Приложении к ФЦП (табл. 2).

Таблица 2. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве Источники и направления расходов Объемы финансирования по годам 2002-2005 2002 2003 2004 2005 2006-2010 2010 Финансовые средства - всего 25,085 5,8849 6,300 6,450 6,450 24,049 4,300 в том числе из: - федерального бюджета 0,419 0,0009 0,096 0,150 0,172 1,257 0,317 - бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов 3,092 0,793 0,719 0,721 0,913 3,242 0,631 - внебюджетных источников 21,574 5,145 5,485 5,579 5,365 19,550 3,352 Капитальные вложения 23,865 5,585 6,000 6,150 6,130 23,175 4,126 в том числе из: - федерального бюджета 0,314 - 0,070 0,112 0,132 1,002 0,258 - бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов 2,552 0,600 0,600 0,593 0,759 2,900 0,570 - внебюджетных источников 20,999 4,985 5,330 5,445 5,239 19,273 3,298 Строительно-монтажные работы 8,28 1,870 2,010 2,160 2,240 8,000 1,570 НИОКР 1,00 0,250 0,250 0,250 0,250 0,750 0,150 в том числе из: - федерального бюджета 0,030 0,0009 0,001 0,013 0,015 0,155 0,039 - бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов 0,445 0,110 0,106 0,115 0,114 0,342 0,061 - внебюджетных источников 0,525 0,139 0,143 0,122 0,121 0,253 0,050 Прочие расходы 0,22 0.050 0,050 0,050 0,070 0,124 0,024 в том числе из: - федерального бюджета 0,075 - 0.025 0,025 0,025 0,100 0,020 - бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов 0,095 0,029 0,013 0,013 0,040 - -
Перечень источников финансирования работ по реализации приоритетных общепромышленных энергосберегающих технологий, составленный на основании более чем 130 заявок местных администраций из 57 субъектов Российской Федерации, приводится во II томе ФЦП подпрограммы «Энергоэффективность в сфере потребления» в «Мероприятиях раздела «Энергоэффективность жилищно-коммунального хозяйства».
Основными источниками финансирования являются собственные и привлеченные средства организаций (компаний) топливно-энергетического комплекса, потребителей топлива и энергии, кредитно-финансовых и коммерческих структур, а также средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Объем и структура бюджетного финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями федерального бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
Организации, выполняющие работы по государственным контрактам, привлекаются к участию в реализации ФЦП на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом «О конкурсах на размещение заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд».
Реализация раздела 3 «Энергоэффективность ЖКХ» ФЦП предполагает в 2002-2005 г. сэкономить 35-38 млн тонн условного топлива энергоресурсов стоимостью около 24 млрд руб.(в ценах 2001 г.). В этом случае экономический эффект после компенсации затрат на создание энергосберегающих мощностей может составить около 14 млрд руб. В 2006-2010 годах экономия топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве в целом по стране может достигнуть около 38 млн тонн условного топлива.
Для успешного достижения поставленных задач предусмотрено следующее.
1) Разработка нормативно-технических документов. Предлагаемые к разработке документы приведены в таблице 3.

Таблица 3 Перечень предлагаемых к разработке научно-технических документов п/п Наименование документа 1 Рекомендации по подготовке муниципальных программ энергоресурсосбережения в ЖКХ 2 Правила проведения энергоресурсоаудита на объектах ЖКХ. 3 Рекомендации но организации мониторинга и управления реализацией программ энергоресурсосбережения в ЖКХ. 4 Рекомендации по выбору, установке и эксплуатации приборов учёта энергоресурсов и воды на объектах ЖКХ. 5 Правила оплаты энергоресурсов и воды с учётом показаний домовых и квартирных приборов теплосчётчиков и водосчётчиков. 6 Инструкция по расчётам между поставщиком и потребителями за потребленную тепловую энергию и горячую воду в жилищно-коммунальной и бюджетной сфере. 7 Инструкция но повышению эксплуатационных качеств и энергетической эффективности котельных агрегатов, теплообменных аппаратов и систем отопления и горячего водоснабжения жилых и общественных зданий. 8 Методические указания по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий. * 9 Методические указания и рекомендации по обработке результатов подконтрольной эксплуатации приборов учёта энергоресурсов и воды с целью подтверждения продолжительности межповерочного интервала с учетом конкретных условий эксплуатации. 10 Методические указания по выбору приборов учёта энергоресурсов и воды по критерию стоимости осуществления измерения в течение срока эксплуатации узлов учёта. 11 Методические указания по формированию номенклатуры средств приборного обеспечения при реализации муниципальных программ энергоресурсосбережения.
2) Выполнение малозатратных организационных мероприятий по созданию необходимой нормативно-правовой и методической базы энергосбережения, а также ликвидации причин неудовлетворительной эксплуатации энергетического оборудования и инженерных сетей.
К этой группе мероприятий относятся:

  • разработка и реализация по единой методике региональных и муниципальных программ энергосбережения, организация их мониторинга;
  • формирование региональных и муниципальных фондов энергосбережения;
  • разработка перспективных схем развития систем теплоснабжения в городах и населенных пунктах;
  • проведение в соответствии с федеральным законом «Об энергосбережении» регулярных энергетических обследований и на этой основе инвентаризации объектов коммунальной энергетики;
  • установление единых на всей территории Российской Федерации требований к техническому состоянию энергетических объектов, правил пользования электрической, тепловой энергией и газом, требований к подготовке и квалификации персонала, обслуживающего энергетические объекты, наличию запасов топлива, возможности перехода на резервные виды топлива, издание указанных нормативных правовых и технических актов, предусмотренных Федеральными законами и Гражданским кодексом, должно сопровождаться усилением роли уполномоченных федеральных органов исполнительной власти;
  • отработка механизмов финансирования муниципальной энергетики и расчетов за топливно-энергетические ресурсы организациями, финансируемыми из региональных и муниципальных бюджетов с подготовкой в соответствии с Федеральным Законом «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об основах ценообразования на электрическую и тепловую энергию», и предусматривающего включение в себестоимость на производство и передачу энергии стоимость проведения регламентных, ремонтных и других работ по установленным единым норматива;
  • разработка единого методического документа для субъектов РФ и муниципальных образований по лимитированию потребления топливно-энергетических в натуральном и стоимостном выражении и обеспечению расчетов за потребленные энергоресурсы из защищенных статей соответствующих бюджетов, что позволит «развязать» неплатежи в энергетике и, вместе с тем, избежать перерасхода бюджетных средств;
  • введение мер стимулирования за достигнутую экономию топливно-энергетических ресурсов;
  • создание системы сервисного обслуживания тепло-энергооборудования и учебных центров по подготовке и повышению квалификации обслуживающего персонала; внесение в договора с поставщиками топливно-энергетических ресурсов и энергоснабжающими организациями изменений и дополнений, определяющих меры ответственности за свое временное обеспечение и качество поставляемых ресурсов, а также целевое и рацион


    Похожие записи:

     

  • Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 №796 утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Энергоэффективная

    Последнии записи