Мебель из стекла



Владимирова Н. Мебель из стекла «Стекло — это разрешение противоречия между потребностью контакта с окружающим миром и необходимостью защиты от него». Витторио Ливи

«Парадоксы стекла бесконечны. Его ясность синонимична неформулируемости, его прозрачный намек бесплотен и в тоже время вполне материален. Прозрачность бессодержательна и бездонна, единична и универсальна, способна остановить мгновение и продемонстрировать его бесконечную текучесть. Прозрачность легко воспроизводит любой спектр непосредственных ощущений — от обольщения до отвращения — и одновременно дает отрефлектировать каждый момент. Прозрачность легко становится плоской и объемной, цветной и черно-белой Бликуя и отражая, она может легко обретать свойства зеркала. Но самое удивительное, парадоксы стекла легко уравновешивают друг друга и предстают в снятом, исключительно гармонизированном виде».
Людмила Бредихина "Назову рыбку рыбкой, или книга о книге уходящей в сторону объекта"

Стекло и металл царят в дизайне современной мебели, отодвигая на задний план традиционный материал для мебельного производства — дерево. Создание из стекла предметов интерьера , в том числе и мебели, было закономерным шагом развития стеклянной архитектуры (архитектуры Миса ван дер Роз, Франка Ллойда Райта, ). Расширяя границы использования материала, поклонники стекла обратились к «малым формам» — мебели, элементам интерьера и аксессуарам.
Прозрачность стекла позволяет проникать свету и окружающим краскам сквозь предмет. Мебель из стекла как бы нейтральна, а потому естественна в любом стилевом контексте, она существует и не нагружает одновременно.
Стекло обладает не только неоспоримыми эстетическими достоинствами, оно не горит, не содержит токсических веществ, гигиенично и поддается полной переработке, то есть обладает абсолютной экологической стерильностью. Обойти своим вниманием такой уникальный материал архитекторы и дизайнеры XX века просто не могли.
Если ранее полет дизайнерской мысли ограничивался возможностями технологии, то развитие науки (а точнее изобретение новых методов работы с жидким стеклом] позволило расширить варианты применения этого материала. Современные технологии дают возможность получать из стекла предметы различной формы, обеспечивая их прочность и функциональность. С помощью специального оборудования листовое стекло после резки и шлифовки подвергают процессу нагревания. Компьютерные технологии позволяют производить изгиб стеклянной массы точно в момент равновесия между твердым и жидким состоянием — любое отклонение от специального температурного режима, может привести к хрупкости материала.
В последнее время мебель из стекла стала столь обыденной, что не верится что это изобретение последнего столетия. Стекло и ранее присутствовало в мебельном дизайне, но его традиционное использование было скромным небольшие декоративные элементы — фрагменты-окошки. Теперь же этому материалу отводится ведущая роль. Вначале стекло прежде всего по технологическим причинам (необходимо было наличие каркаса], соседствовало с деревом или металлом. И лишь в 1973 году появилась фирма, представившая коллекцию мебели, выполненную целиком из стекла. Но вернемся немного назад.
А началась эта история, когда молодой итальянец по имени Витторио Ливи начал работать подмастерьем в стекольной мастерской на острове Мурано в Адриатическом море, с древних пор славившейся своими мастерами-стеклоделами. Страстное желание раскрыть возможности стекла, передать свою любовь и свое восприятие этого загадочного материала, привнести его магическую красоту в повседневную жизнь послужило главным стимулом для создания Витторио Ливи фабрики по обработке стекла RAM -Италия. Уже в 18 лет Ливи основал свое первое предприятие, затем последовали и другие, но именно с FIAM началась реализация накопленного опыта и идей. Первые годы существования RAM-Италия осуществляла поставки обработанного стекла для крупных производителей мебели. Однако вскоре, благодаря творческому поиску мастеров фабрики, произошло революционное событие — в стенах RAM были разработаны и изготовлены особые печи, позволяющие создавать мебель из гнутого (оплавленного) хрустального стекла. Благодаря использованию новых печей, в начале 8О-х ф
ирма стала единственным производителем мебели из гнутого хрусталя, создавая продукцию, абсолютно.
Уникальную как по технологии производства, так и по дизайну. На протяжении всей истории FIAM стиль ее работы отражает основные достоинства, характеризующие стекло — чистоту и силу.
Конечно же, в случаях, подобных истории FIAM, образ фирмы неразрывно связан с личностью ее создателя. Работу Витторио Ливи можно назвать своеобразным творческим актом, включающим интуицию, глубокое знание технологии и материалов, способность находить оригинальные технологические и дизайнерские решения «Каждый проект для меня начинается с веры в возможность создания чуда, ну и, конечно, с исследования мате риала, совершенствования технологии и используемых инструментов», — говорит Ливи, выражая философию, объединяющую его творческий подход и общую политику фирмы. «Сам продукт это только часть проекта, процесс его производства — сочетание творчества и технологии».
Первым предметом, произведенным FIAM, был табурет «Onda» (волна], в плавных очертаниях которого как будто зафиксирован момент перехода твердой субстанции в жидкость.
«Затем я понял, что при помощи наших печей мы сможем обрабатывать стеклянные листы больших размеров и, тщательно контролируя различные фазы нагревания, обработки и охлаждения материала, создавать удивительные предметы мебели», объясняет г-н Ливи. Дальнейшая эволюция производственного процесса позволила создать два новых стола, «Ponte» и «Tns» в дальнейшем послуживших образцами для многочисленных имитаций мелкими производителями Чем больше развивалась технология производства, тем сложнее и изысканнее становились формы столиков, полок, витрин. Изгибы стекла создают удиви тельные объемные и контрастные эффекты, в этих предметах солидность сочетается с невесомостью, визуальная хрупкость с прочностью, а призрачная прозрачность с функциональностью.
Преодолевая технологические ограничения в сфере обработки стекла, FIAM реализует стол RAGNO, изготовленный из единого стеклянного листа, первый монолитный стеклянный стол в истории производства мебели. С презентацией этого стола на Миланском мебельном Салоне 1984 успех FIAM был окончательно утвержден.
Среди несомненных дизайнерских находок фирмы FIAM — ширма ESSE из матового стекла, идея которой заключается в двусмысленной игре с фактурой материала. Этот предмет, предназначенный служить заграждением, в то же время является полупрозрачным, провоцируя любопытные взгляды.
Стеклянные витрины FIAM — прекрасное дополнение и украшение интерьера для коллекционеров. Небольшие размеры и совершенная форма витрины для экспозиции ценностей SILHOUETTE соответствуют выставленным в ней предметам, а большие витрины PALLADIO, ERRE, и др. могут быть заполнены произведениями из стекла или служить для экспозиции коллекций.
В 1987 году происходит настоящее творческое открытие: FIAM реализует стеклянное кресло GHOST, спроектированное Cini Воегі и Tomu Katayanagi. Кресло, изготовленное из единого стеклянного листа, выставлено во многих музеях современного искусства, в том числе в Парижском музее декоративных искусств. Это необычное кресло символизирует способность FIAM трансформировать резкие линии стекла в мягкие и плавные очертания изготовленных из него предметов. Вот что рассказывает о создании этой модели дизайнер Сіпі Воегі — одна из его создателей.
«Я никогда не думала о том, чтобы сделать кресло из стекла. Все мои аргументы были и остаются против стеклянного кресла, так как стекло — волшебный материал, прозрачность которого аннулирует размеры предмета, это материал максимально хрупкий, холодный, требующий осторожности в обращении; кресло же — наоборот, предмет конкретный, солидный, обладающий значительными размерами и предоставляющий уют, тепло, покой и чувство надежности.
Но Tomu Katayanagi, мой коллега, разрабатывая модели для FIAM, предложил эту идею и продемонстрировал ее мне на бумажном макете. Мое первоначальное недоверие в отношении модели, которая казалась мне несколько нереальной, сменилось желанием принять вызов. Посмотреть, действительно ли эта идея осуществима и удастся ли НАМ произвести подобный предмет. Так мы взялись за уточнение размеров и составление проектного предложения.
Результатом этой работы стало кресло GHOST, несуществующее, обманчивое, так как на нем можно сидеть, и вполне удобное, прочное, способное выдержать даже тучную персону, занимающее место, но почти невидимое, согласующееся с любым интерьером, будучи выполнено из стекла.
FIAM открыла перед нами новые возможности в области производства предметов обстановки, никогда, до сих пор не изготавливавшихся из стекла».
Итак, стекло — один из древнейших и загадочных материалов, используемых человеком, остается актуальным, представая перед нами в новых формах, приобретает в интерьере самостоятельное значение, выступает на первый план в виде красивых, элегантных и функциональных предметов мебели.
Дизайнеры фирмы FIAM продолжают удивлять нас новыми решениями. И не случайно их мастерство заслужило высшей оценки, как в Италии, так и во всем мире. Для создания новых моделей FIAM привлекает наиболее талантливых и знаменитых дизайнеров со всего мира: это — Massimo losa Ghini, Danny Lane, Hans von Klier, Massimo Morozzi, Makio Hasuike, Ron Arad, Vico Magistretti, Philippe Stark.
Часто именно экстравагантные дизайнерские предложения заставляют специалистов фирмы искать новые технологические решения. Так в 1982 году Massimo Morozzi придумал стол «Hydra» с высокой кривизной линий стеклянных краев. Фирма была вынуждена разработать специальную машину под названием «Пазер», способную производить операции криволинейной резки стекла при любой толщине и сложности реза. В области производства гнутого хрусталя, RAM-Италия создает произведения, которые уже сейчас считаются символами современного дизайна.
И в последнее время FIAM не перестает удивлять своих поклонников так в 1999 году на Миланском мебельном салоне FIAM-Италия представила коллекции новой фирмы — своего дочернего предприятия — LM Т А в 2ООО — новые разработки «легенд дизайна XX века» Филиппа Старка (серия зеркал) и Рона Арода (знаменитый стол Копх).
RAM была первой фирмой, специализирующейся на производстве мебели из хрусталя и, наверное, остается лидером в этой области. Но в последние годы появились производители, которые работают со стеклом талантливо и изобретательно Такие фирмы, как Reflex, Tiota, Tonelli, Cassina, создали свой неповторимый стиль работы с этим материалом, а также разработали уникальные технологии и дизайн. Например, основатель фирмы Reflex Лючано Лукателло первый использовал цветное муранское стекло в своих моделях стеклянных журнальных столиков.
Классикой уже стали столы со стеклянной столешницей. Такие модели выпускают очень многие фирмы Cassina, Cattelan Italia, Bontempi и многие другие. Общим местом стали и матовые стеклянные двери систем хранения, реже можно увидеть офисные стеллажи из стекла. Не так просто нам демонстрировать интимные подробности быта. Но даже в дизайне кухонь все чаще встречаются модели, в которых строгая функциональность — главный приоритет, а основные материалы — стекло и металл.
Работе со стеклом отдали дань самые знаменитые дизайнеры XX века. Их фантазия позволила получить совершенно удивительные формы, фактуры цветовые решения. Предметами из стекла можно проиллюстрировать все стилевые направления современного дизайна, от хаи-тека (например стекло плюс хромированный металл] до минимализма, от неоклассики (стекло плюс мрамор) до экспрессионизма.
Пластичность (текучесть) стекла позволяет дизайнерам создавать экспрессивные скульптурные формы, невозможные ни в каком другом материале. Напри


Похожие записи:

 



Владимирова Н. Мебель из стекла «Стекло — это разрешение противоречия между потребностью контакта с окружающи

Последнии записи