Мои рыночные университеты

Осенью 1990 г.. когда шахтерские волнения потрясали страну, в центре Новосибирска рабочие пикеты стояли как то незаметно. На плакатах пикетчиков было написано: "Верните нам нашего директора», это об Олеге Федоровиче Никитенко, директоре завода строительных конструкций треста "Сибэнергострой" Главвостокэнергостроя. История такова: директор завода сопротивлялся выделению и приватизации деревообрабатывающего цеха, а начальнику треста это не понравилось, и он решил убрать строптивого руководителя. Тогда рабочие завода вышли в пикеты и в конце концов добились своего.

Наш завод был создан в 1972 г. на базе строительного участка при НовосибирскТЭЦстрое. Директором завода я стал в 1984 г., пришел с должности главного инженера более крупного предприятия того же профиля. Дело было знакомое, поэтому на фоне своего предшественника, человека для отрасли случайного, мне удалось добиться неплохих результатов: достаточно сказать, что через месяц объемы производства выросли втрое. Сложнее было с убыточностью. Но и с убытками удалось справиться, через полтора года предприятие стало приносить хоть и небольшую, но все-таки прибыль.
Вообще-то промышленность строительных материалов всегда была низкорентабельной: 15%-ной рентабельности у нас можно радоваться как подарку, но обычно она держится в пределах 8—11%. К этому нужно добавить длительный производственный цикл и сложную систему расчетов со строителями — основными потребителями нашей продукции.

РЕПУТАЦИЯ КАК КАПИТАЛ

Самым тяжелым временем для промышленности, как и для всех граждан нашей страны, были годы «шоковой терапии». Две основные трудности — свертывание заказов и острый дефицит оборотных средств — стали будничными, повторялись изо дня в день.
Если нет оборотных средств, уходят заказчики, и наоборот, без заказчиков оборотные средства мертвы. И все-таки для нашего предприятия главным ударом оказался уход основных заказчиков — крупных строительных организаций, работавших на энергетику.
Стали появляться новые заказчики — более мобильные, бойкие, но менее надежные. По моим оценкам, четыре года мы пытались сформировать новый контингент заказчиков, и в течение этих лет примерно каждый пятый оказывался ненадежным. Поначалу это воспринималось как трагедия, но постепенно появились навыки отсеивания ненадежных партнеров. И в конце концов появился новый состав заказчиков, в надежности которых можно было быть уверенным, отсеялась шелуха.
Впрочем, эти четыре года не прошли даром и для тех, кто остался на рынке. Разумеется, рынок научил тому, что нужно быть готовым к обману и уметь отличать честных людей от жулья. Но главный урок — добиться, чтобы к тебе самому относились как к абсолютно надежному партнеру. Ведь и сейчас на завод могут привезти щебень или цемент без какой-либо оплаты. Делают это по простой причине: поставщик твердо знает, хранится материал у него или у нас на заводе — нет никакой разницы. За все годы реформ мы ни разу не дали повода для сомнений в собственной порядочности. И в конце концов это окупилось, можно сказать, что жизнь подтвердила простую истину: честным быть выгодно. Но категорическое требование честности при любой конкретной сделке — это еще не все, важна еще и нацеленность на перспективу, долгосрочную стратегию. Допустим, соблюдаются все договорные условия, выдерживаются обещания, но по всему видно, что интересует партнера не долговременное сотрудничество, а немедленный выигрыш, текущий «навар». На таких людей нельзя положиться из-за их сиюминутной ориентации: изменятся условия, и человек, для которого добрые отношения не представляют большой ценности, рано или поздно подведет партнера.

КАДРОВАЯ ПРОБЛЕМА

Мы еще не вполне осознаем наибольшую опасность, которая надвигается на нашу промышленность, — кадровый голод. На протяжении десяти последних лет все предприятия подпитываются людьми, оказавшимися у проходной случайно. Но можно ли рассчитывать на такие случайности? Думается, только по ограниченному кругу специальностей: бульдозерист, слесарь, шофер. Но по большинству специальностей необходимо восстановление системы профессионально-технического образования, которой сейчас нет (во всяком случае, для нашей отрасли).
Рабочий, приходя на предприятие, в настоящее время встречается с совершенно иной реальностью, чем его предшественники советского времени. Например, фактически исчезла необходимость нормирования труда. Тот, кто помнит те времена, знает, сколько усилий тратилось на деятельность нормировщиков, согласование и утверждение норм, стыковку их с плановыми заданиями и т.д. Работали общественные бюро нормирования, в которых ожесточенно спорили, какие расценки насколько изменить. Но вот вся эта бурная деятельность заглохла — и ничего не произошло, нет никакой ката-строфы. Многие помнят также, что одним из ключевых отделов заводоуправления всегда был отдел труда и заработной платы (ОТиЗ). Но его у нас нет, и, как оказалось, функций у него особых не было.
Наряду с ОТиЗом как-то сам собой ушел из нашей жизни и профсоюз. Я не против того, чтобы профсоюзы были, но как директор не собираюсь прилагать усилия, чтобы создавать эту организацию «сверху». Интересное явление: рабочие завода сами не рвутся создавать на предприятии профсоюзную организацию, по-видимому, прежнее представление о профсоюзе, укоренившееся в сознании с советских времен, не вписывается в нынешнюю хозяйственную действительность. После таких «упрощений» оплата труда стала прозрачной. Известна цена конкретного изделия, известна всем доля заработной платы в цене. И есть два уровня контроля за добросовестностью исполнения обязанностей — бригадный и цеховой.
Цех на предприятиях нашего профиля небольшой, поэтому начальник цеха способен проконтролировать деятельность любого работника. Проблемы с начислением заработной платы в настоящее время до директора завода доходят только в весьма крайних случаях. Начальник цеха обеспечивает и поддержание дисциплины. Как он взаимодействует с бригадирами в каждом конкретном случае — это его дело. Вообще, роль начальников цехов и мастеров в рыночных условиях значительно выросла, они в большей мере стали заниматься своим делом.
В настоящее время социальная политика целиком передана руководству предприятия. Так, даже в самое тяжелое время наш завод обеспечивал жильем остронуждающихся. Этому способствовала специализация предприятия, близость ее к жилищному строительству.
Конечно, сейчас невозможно отдать квартиру бесплатно, поэтому частично плату за квартиру вносит сам работник. Практикуется и рассрочка. В чем все-таки главное отличие выделения квартир сейчас от практики советского времени? Это не принцип частичной оплаты. При выделении квартир мы руководствуемся прежде всего интересами производства, а не социальной справедливостью. Сейчас невозможно представить себе очередь, в которой главный критерий — время постановки на нее. Значительная доля поставок нашей продукции оплачивается квартирами, которые нам же приходится и продавать. Так что участие в инвестициях в жилищное строительство оказывается в какой-то мере выдачей своеобразной премии в форме продукции предприятия.

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

В Новосибирске ранее работало несколько десятков предприятий, производивших изделия из железобетона. Теперь осталось «на плаву» пять-шесть.
Все директора работающих предприятий отрасли собираются регулярно, примерно раз в два-три месяца, на совет директоров, который больше напоминает клуб, чем управляющую структуру. На совет часто приглашаем руководителей крупных строительных организаций Новосибирска, они — основные наши потребители.
Тематика заседания концентрируется вокруг двух сюжетов — ценовая политика и надежность партнеров.
По первой линии речь не идет о каком-то виде картельного соглашения, цены согласуются в принципе, не по конкретным позициям. Скажем, стеновая панель или перемычка могут иметь разные цены на каждом из предприятий, согласующих собственную политику цен. Но если за время между заседаниями произошел очередной скачок цен на цемент или тарифов на электроэнергию, то мы обсуждаем, насколько все производители железобетонных изделий вынуждены повысить цену. И как правило, процент повышения цен в целом на всю продукцию, подтвержденный расчетами наших экономистов, выдерживается без подписания каких-либо обязательств или многосторонних соглашений. Но по внутреннему ассортименту, т.е. по ценам между товарными группами (перемычки, панели, блоки), а также внутри них, каждый волен варьировать цены как угодно.
Другая постоянно повторяющаяся тема заседаний совета директоров — ненадежные партнеры. Если кто-то из членов совета предъявляет претензии к строительной организации («не оплатили», «не строят», «никогда не построят» и т.д.), то все другие члены совета стараются избегать такого сомнительного партнера. Такая система позволяет новосибирским предприятиям строительной индустрии избегать ненадежных партнеров, а следовательно, и непредвиденных потерь.Отдельный вопрос — насколько конкурентоспособна в целом новосибирская промышленность строительных материалов по сравнению с аналогичными предприятиями соседних краев и областей. Мы производим железобетон по несколько более высоким ценам, чем предприятия Урала или Омска. Как складываются дела на Урале, я не знаю. Но Омская область не имеет ни щебня, ни цемента, а производство там более конкурентоспособно. В чем дело? На мой взгляд, причина в том, что омичи сумели организовать нормальный рынок в сфере строительства.
В новосибирских условиях дела обстоят следующим образом. Из-за поборов строителей искусственно завышается стоимость квадратного метра жилья, на начало года она добралась до 15 тыс. руб.; офисных помещений — 18 тыс. руб. Продать такие дорогие квартиры и офисы непросто, а строители рассчитываются с нами, как правило, не деньгами, а тем, что построили.
«Живые» деньги новосибирским производителям строительных материалов приходили традиционно с тюменского Севера. Пока в полной мере не оценена роль Новосибирска в освоении нефтяных и газовых месторождений. Но она очень велика. До сих пор на тюменский Север из Новосибирской области или через нее уходят примерно 3 млн тонн щебня, на сотни миллионов рублей — металлоконструкций и железобетонных изделий.

РЕГУЛЯТОР РЕГУЛЯТОРУ РОЗНЬ

Взаимоотношения и с основными потребителями, и с партнерами-конкурентами складываются так, как не удалось прочитать ни в одном учебнике. Никто не учил нас, как договариваться со строителями, у которых нет денег; никто не учил, как вести себя на рынке в условиях постоянного повышения цен на ресурсы — все это результат собственного творчества руководителей предприятий. Хотя, я думаю, можно было бы и тем, кто активно вовлекает экономику нашей страны в рыночные отношения, более подробно рассказывать об аналогичном зарубежном опыте. Тогда все преобразования шли бы спокойнее и успешнее. Пока же все преобразования идут по такой модели рыночной экономики, которая, вероятно, и хороша для обучения, но мало пригодна для практического использования.
Не считаю себя большим специалистом в макроэкономике, но, с моей точки зрения, инвестиционный климат — это не только деньги, и даже не в первую очередь деньги. По моему мнению, не было необходимости в сокращении объемов строительства, которое наблюдается по Новосибирской области. Для этого нужно было властям федерального и регионального уровней предвидеть возможность свертывания объемов строительных работ. К сожалению, у строителей, а вслед за ними и у заводов промышленности строительных материалов нет нормального лобби, нет политического механизма защиты своих интересов. А мы первыми улавливаем будущие изменения в экономике. Еще находится на прежнем уровне объем строительно-монтажных работ, но строители уже перестали брать новые площадки. Соответствующего показателя в статистике нет и нельзя догадаться, что ожидает экономику: подъем или спад.
Так пр


Похожие записи:

 

Осенью 1990 г.. когда шахтерские волнения потрясали страну, в центре Новосибирска рабочие пикеты стояли как то незаме

Последнии записи