Принуждение к "общаку"...

Недавно в Украине завершилась очередная Национальная неделя энергосбережения под девизом «Потребляем энергию разумно». В эти же дни работала выставка «Энергетика, электротехника, энергоэффективность», а с 1 ноября в Киеве были повышены тарифы на отопление и горячее водоснабжение.

Уже несколько лет в нашей стране ведется массированная пропаганда энергосберегающих технологий в промышленности и аграрном секторе, а также режима экономии энергии в быту. Последнее очень понятно. Ведь нас почти 50 миллионов потребителей электроэнергии и, наверное, две трети из этого количества — пользователи холодной и горячей воды и отопления.
Разумное потребление энергии, к чему нас энергично призывают все -от Президента до министра, от мэров городов и руководителей профильных коммунальнных служб до жэков. Волны пропаганды и агитации захлестывают потребителя, а самым убедительным аргументом в пользу «быть разумным» являются постоянно растущие суммы во вручаемых жэком квитанциях на оплату квартиры.
Наш потребитель понимает, что за все удовольствия, включая коммунальные услуги, надо платить. И платить в зависимости от качества и количества реально полученных им услуг. Такой подход как раз и включает в себя идею разумного потребления энергии и святое право потребителя или, если угодно - Потребителя.
Если все так, то о чем может идти разговор? Однако все более или менее «так» только с потреблением электрической энергии: потребил, снял показания счетчика, умножил на тариф и заплатил. Долги за электричество (известные потребителю до последней гривни и им не оспариваемые), а также практику отключений, хоть веерных, хоть точечных, мы проблемой не считаем, ибо вопрос стоит простой: сколько потребил, точно за столько и заплатишь. А на нет и суда нет.
И совсем другой разговор о правах и обязанностях потребителя начинается при попытке быть разумным, находясь в отношениях в поставщиками тепловой энергии с наши квартиры. Не в те квартиры, которые в домах, построенных за последние 3—5 лет, а в домах более почтенного возраста. В ту эпоху, когда о смысле рыночных отношений не думали ни сами жильцы, ни те, кто их снабжал водой, обогревал, подавал газ и обеспечивал горячий душ.
Эти две, формально не договаривавшиеся стороны сегодня оказались в неравноправном отношении. Поставщик услуг — естественный монополист — устанавливает размер платы в денежном выражении за нечто, что при разумном подходе никак не служит мерой количества и качества предоставленной услуги (физической величины количества тепла, например). Цитирую выступление Василия Яструбинского, руководителя Киевского городского управления по вопросам ценовой политики, который, по сообщению газеты «Крещатик», «вынужден был провести разъяснительную работу среди журналистов (читайте — населения)»: «...Отопление теперь будет обходиться в 92 копейки за квадратный метр общей площади помещения, горячая вода — в 13,6 гривни с человека или, если в квартире есть счетчик, то в 3,89 гривни за кубометр».
Элементарные познания в физике подсказывают, что разумным подходом к определению платы за отопление было бы установление ее в пропорции к величине тепловой энергии если не в джоулях, то хотя бы к произведению температуры теплоносителя на площадь поверхности отопительного прибора, например, на количество звеньев батарей в квартире.
Как следует из информации того же Василия Яструбинского (я снова цитирую «Крещатик» №122 от 2.11.2000 года)норма потребления холодной воды — 9 кубометров на «душу» в сутки. Цифра, конечно, невероятная и вызывает только восклицание: «Не может быть!». Однако фактическое потребление воды, по его же словам, находится в диапазоне величины от 2 до 20 кубометров, что означает реальность потребительских аппетитов: и в 4,5 раза меньше норматива, и в 2,2 раза больше него.
Наш добропорядочный и бережливый потребитель, лишенный права выбора поставщика, права воздать каждому по количеству и качеству, и по трудам его, принужден быть солидарным со всеми расточителями. Он должен (вынужден!) входить в положение тех, кто предоставляет ему услуги случайного качества, не бесперебойно, с необъяснимыми, но оплаченными потребителем перерывами. Потребитель беззащитен, и от его бережливости ничего не зависит. Как показывают опыт и расчеты специалистов, требуемая с обывателя стопроцентная оплата жилищно-коммунальных услуг — это совсем не одно и то же, что безропотно платить по действующим тарифам. Плата, установленная исходя из нормативов потребления услуг — это «в чужом пиру похмелье».
Не знаю, есть ли открытые данные по Киеву, но, например, в Запорожье выборочные обследования показали, что в квартирах с водосчетчиками расход холодной воды измерялся, в среднем, величиной 95 литров в сутки на человека, при измерении расхода по многоквартирным жилым домам в целом средний расход составлял 252 литра, а нормативный расход в городе (в зависимости от района)— 210—290 литров в сутки на человека.

О плате за центральное отопление одна из киевских фирм, рекламируя свои счетчики, пишет так: «Вы круглый год платите за воду и тепло, исходя из площади помещений, что обычно превышает реальное потребление на 30-70%, а иногда — в 2—3 раза», а затем приводит математические выкладки, демонстрирующие степень неразумности тех, кто платит «по нормативам».
Выводы очевидны, не правда ли?
И первый вывод для данной ситуации — это обзавестись индивидуальными счетчиками всех коммунальных услуг (в идеале — одним счетчиком для всех) и оплачивать лишь то, что и сколько реально потреблено.
Мой любительский поиск привел к таким знаниям о сфере учета в быту: с газовыми счетчиками проблем нет, есть их выбор, а установку их берут на себя районные газовые конторы; счетчиков тепла для батарей центрального отопления и регуляторов температуры для них нет; счетчики расхода холодной воды и расхода воды в трубе, подводящей воду горячую (без учета температуры), имеются в широком ассортименте, но устанавливать их и легализовать перед получателями платежей в домах-неновостройках некому.
Все многочисленные фирмы, постоянно участвующие в профильных национальных и международных выставках, изготовляющие такие современные, красивые и полезные приборы, занимаются их установкой только на промышленных или других крупных объектах. В столичном Киеве удалось найти только одну легальную фирму, устанавливающую квартирные счетчики воды и дающую на них гарантию.
Экономия наших частных средств, как и огромного объема невосполняемых и импортируемых энергоресурсов, расходуемых в быту, участников данного специфического рынка услуг не интересует. Как и потенциальные доходы за счет массового розничного их потребителя.
В лучшем случае нас опять-таки принуждают к солидарной ответственности в масштабе многоквартирного дома. Насколько это малоэффективно, можно оценить по приведенным выше оценкам по Запорожью. Мы должны быть в доле при оплате непомерного потребления нерадивыми соседями.
Но это еще не все. Автоматизированная система учета потребления коммунальных услуг для дома в целом стоит от 11 до 40 тысяч гривен в зависимости от различных факторов.
У жэков нет ни интереса, ни таких денег на установку контролирующего оборудования в подведомственных домах. У ЖСК интерес имеется, но денег тоже нет (у многих деньги на счетах «сгорели» в инфляции несколько лет назад). Круг замыкается.
Хотелось бы (с целью придания общегосударственной кампании по энергосбережению практического, реального содержания) призвать государственную администрацию каждого города сделать решительные шаги, стимулирующие предложение на рынке индивидуальных систем учета коммунальных услуг, а также и увеличение платежеспособного спроса на эти системы коллективного пользования, изыскав подходящую систему долговременного кредитования энергосберегающих проектов и обеспечив конкуренцию на этом рынке хотя бы на уровне конкуренции в установке бронированных дверей или продаже мобильных телефонов. *** Муниципальным властям надо не забывать, что в коммунальном секторе имеются проблемы, которые стоит решать прежде механического подъема цен на услуги. Во-первых, — это качество услуг, которое европейской столице годится иметь на соответствующем уровне. Во-вторых, рационально использовать свою собственность в городе. В связи с последним возникает вопрос: что же сегодня есть квартплата? Насколько отличаются платежи за равноценные квартиры муниципальной (государственной) собственности и в ЖСК или приватизированные (частные)?
Интересно, что думают городские власти и какую законодательную инициативу проявляют по вопросу урегулирования отношений с неплательщиками? Какие решения готовятся для справедливой компенсации тем владельцам кооперативных квартир, которые не использовали свои жилищные сертификаты? Имеют ли эти сертификаты сегодня реальную стоимость?
И в конце концов, пора проревизовать сами тарифы на коммунальные услуги и «вычистить» их, убрав из них стоимость того, что ни ранее, ни теперь съемщикам квартир не предоставлялось, например, стоимость замены газовых плит, батарей отопления.
Еду в редакцию сдавать материал о практике энергосбережения. С метромоста открывается прекрасная панорама Днепровской набережной. Время приближается к полудню. На сколько хватает взгляда, вдоль набережной сияют фонари, освещая белый день... Вот он, символ нашего энергосбережения!..



Похожие записи:

 

Недавно в Украине завершилась очередная Национальная неделя энергосбережения под девизом «Потребляем энергию разумно»

Последнии записи