Украинские строительные материалы на мировом рынке - утопия или реальность завтрашнего дня?

Эффективность экономики, а значит, и конкурентоспособность ее отраслей зависит от реальных условий, особенностей, ресурсов страны, национальных традиций, изучения и творческого использования зарубежного и отечественного опыта. Так может ли наша строительная промышленность, в силу украинской специфики, конкурировать на мировом строительном рынке? Эту тему обсуждали участники "Круглого стола" - ведущие производители материалов отечественной стройиндустрии. Продукция некоторых из них уже хорошо известна в странах ближнего и дальнего зарубежья.

1. Способна ли строительная продукция украинских производителей успешно соперничать с продукцией развитых европейских стран? Есть ли шанс Украине войти в число доминирующих стран?
2. Как специфика "рыночных" условий нашей страны в настоящее время сказывается на себестоимости продукции?
3. Существует мнение, что выйти на рынок Европы украинским товарам мешает жесткость тарифных барьеров, установленных западными государствами. Изменится ли положение после вступления Украины в ВТО?
4. Присутствие на мировом рынке в качестве поставщика сырья, как это происходит сейчас, не приведет страну к процветанию, - это известно всем. Но с какой конкурентоспособной продукцией Украина должна и может выйти на мировой рынок?
5. В настоящее время происходит полная реанимация украинской строительной деятельности. Западный мир не просто следит, но и активно работает на украинском рынке. На Ваш взгляд, как сегодня на развитие стройиндустрии влияют иностранные инвесторы? Какая функция отведена иностранным предпринимателям в украинском бизнесе?
6. Изменилась ли деятельность Вашей компании и отношение к бизнесу с приобретением опыта работы с иностранными предприятиями? Можно ли утверждать, что сотрудничество отечественных и зарубежных компаний - гарант рыночных отношений и здоровой конкуренции?
7. Некоторые иностранные предприниматели в последнее время сходятся во мнении, что деятельность многих украинских компаний уже сейчас соответствует мировому уровню по качеству производимых материалов и предоставляемых услуг. Какие, на Ваш взгляд, сдерживающие факторы в развитии украинской экономики, мирового строительного рынка не позволяют сегодня украинским компаниям активно работать в строительной отрасли зарубежных стран?
8. Чем привлекательна деятельность Вашего предприятия на внутреннем строительном рынке? Как Вы оцениваете готовность Вашей компании к выходу на мировой рынок? «

Юрий ЩЕРБАК, председатель правлен ОАО "Павлограджилстрой"
Искать за морем счастья не имеет смысла
Украинские материалы на мировом: рынке - это вовсе не утопия. Гераклитовское "panta rei" - все течет, все меняется - до сих пор остается актуальным. Сегодня сильный завтра может стать слабее, и, наоборот, слабый станет сильнее и займет лидирующее место.
Ясно одно: на сегодняшний день мы уже не катимся кувырком вниз, а медленно, со скрипом и подталкиванием поднимаемся вверх. Активизируется строительный бизнес, соответственно, отечественное производство строительных материалов, медленно, но развивается экономика и в будущем украинские предприятия имеют все шансы быть не последними. И главенствующую роль в этом будут играть, в первую очередь, качество и цена продукции.
Себестоимость - это фактор, который складывается из многих составляющих. В настоящее время доля стоимости составляющих (а качественные составляющие, в основном импортного происхождения) или сырья очень высока. Естественно, это сказывается на конечной стоимости продукции:. Качество же продукции зависит от наличия и количества составляющих (например, строительные смеси), а также степени технической оснащенности производства. Как правило, чем выше эти показатели, тем выше качество. Поэтому соотношение "низкие цены, и высокое качество" - полный миф. Это справедливо в условиях конкуренции с импортом: по сравнению с зарубежными странами наша располагает дешевой рабочей силой и недорогим сырьем, что в значительной мере не сказывается на цене. Но на отечественном, внутреннем рынке низкая цена - это показатель того, насколько вас обманули отечественные производители.
Отечественная продукция, способна конкурировать с иностранной: это уже реальность в украинской строительной отрасли. И на мировой рынок Украина может выйти с любой продукцией, производство которой будет осуществляться на высокотехнологичном суперсовременном оборудовании с использованием последних научных разработок, выводящих качество этой продукции на шаг вперед. И совсем не важно, чье это будет оборудование и научная база: рынок науки и технологии на сегодняшний день интернационален.
Сложность в конкурентоспособности самого рынка, который напрямую зависит от экономической ситуации и не отличается особо "здоровой" атмосферой. Стоит отдать должное всем импортерам и инвесторам - они играют основную роль в повышении строительной культуры в Украине.
Правда, иностранные компании с мировым именем пока только наблюдают за развитием рынка в Украине. Конкретных инвестиций пока незаметно, они конечно есть, но выражены лишь в покупке старых предприятий или карьеров, капиталовложения в модернизацию пока незначительны. Это связано с малым размером рынка по оценкам этих компаний, поэтому они ориентированы пока на экспорт в Украину своей продукции.
Привлекательность деятельности нашей компании заключается в том, что на сегодняшний день мы можем предложить отечественному покупателю высококлассный, качественный товар за те деньги, которые он в состоянии заплатить. И в данном случае западные производители со своими высокими ценами просто "отдыхают". Немаловажен тот факт, что и в будущем мы сможем предложить новую, нужную продукцию, которая будет востребована рынком именно в нужный период.
Что касается выхода нашей компании на мировой рынок, то мы считаем, что пока не будет исчерпан потенциал внутреннего рынка - искать за морем счастья не имеет смысла.

Виктор Снисаренко, главный инженер ОАО "Укрстальконструкция"
На мировой рынок одновременно с решением внутренних проблем
В той ситуации, которая наблюдается сегодня на внутреннем рынке металлоконструкций, сложно говорить о перспективах украинских предприятий на мировом рынке в широком плане. Отечественные компании, являющиеся акционерными организациями, не ощущают поддержки: государства в должной мере при поставках конструкций: на экспорт. Если: государство заинтересовано в развитии экспорта продукции, ему следует, прежде всего, думать, как создать условия для развития отечественных производств, ориентированных на экспорт. В заводы металлоконструкций пока никто не делает серьезных капиталовложений. Если в советские времена выделялись средства на их реконструкцию и техническое перевооружение, то это сказывалось на ' развитии не только этих предприятий, но и предприятий других отраслей. Только украинские заводы металлоконструкций поставляли в то время около 50% объемов экспортных поставок Союза. Сегодня же работа по поставкам конструкций за рубеж носит эпизодический характер, поскольку предприятия зависят лишь от собственных возможностей. Собственных торговых представительств за рубежом заводы металлоконструкций не имеют, а государственные структуры в лице торговых миссий при посольствах Украины малочисленны и, к тому же, их финансирование очень ограничено, что не позволяет нашим товаро-производителям осуществлять эффективную работу за рубежом.
Эта же причина не позволяет нашим предприятиям ни работать на полную мощность, ни развиваться.
При организации работ мы приобретаем металл по предоплате и поставки осуществляются лишь через месяц.
Приходится просить заказчиков осуществлять предварительное финансирование работ на закупку металлопроката и терять время, являющееся для них очень важным фактором. А если заказчик - западная компания, традиционно решающая, проблемы финансирования иным путем?
Но даже при такой ситуации сотрудничество с иностранными заказчиками происходит.
Рассматривая проблемы экспортного потенциала Украины, ее правительству, очевидно, следовало бы более внимательно проанализировать этот ресурс. Ведь понятно, что экспортировать конструкции вместо металлопроката или его заготовок - дело более выгодное. Стоимость конструкций превышает стоимость металлопроката более чем в два-три раза. Поставляя конструкции, к работам будут привлекаться проектировщики, металлурги, перевозчики, монтажники. Сколько утраченных рабочих мест можно восстановить и сколько средств можно дополнительно извлечь!
Мы планируем расширить и укрепить собственную производственную базу, если другие варианты окажутся нереальными или нежизнеспособными. Естественно, необходимо продумать и систему консолидирующих мер, позволяющих ныне действующим предприятиям, занимающимся производством металлоконструкций, снизить неблагоприятный фон на рынке металлоконструкций, создаваемый непрофессиональными фирмами. К примеру, в Российской Федерации такая работа уже начата. А если ко всему этому проявит заинтересованность Государственный комитет по строительству и архитектуре, который мы считаем весьма важным звеном в системе капитального строительства и деятельность которого ценим высоко, правительство Украины, то, безусловно, вероятность успеха становится выше.
Сегодня в Европе нас мало кто ждет. Опыт свидетельствует, что нам необходимо самим инициировать отмену действующих в некоторых зарубежных странах тарифных барьеров и пошлин на ввоз на их территорию продукции (в том: числе и металлоконструкций) из Украины, как это происходит, например, в торговле с Индией, Египтом и другими государствами.
В свое время в Китай, Индию, Пакистан, Иран и другие страны этих регионов мы поставляли большие объемы конструкций, а сегодня эти рынки, за исключением некоторых, почти полностью утрачены.
Прежде чем выходить на мировой рынок, нужно защитить свой и научиться работать на нем. Сегодня такие металлоконструкции, как проф-лист и ограждающие конструкции, активно представлены на украинском рынке не только отечественными, но и иностранными производителями, так как ввозные пошлины очень низки. Если положение не будет улучшаться, здесь появятся и иные виды конструкций, традиционно являющиеся нашей сферой интересов.
И нашим предприятиям придется выживать в условиях еще более жесткой конкуренции.

Виктор Федоров, учредитель заводов кровельных материалов "Арсенал-Центр"
Чтобы выжить в будущем, нужно расти в настоящем
Теоретически украинские производители строительных материалов вполне способны и готовы выходить на мировой рынок со своей продукцией. Качество стройматериалов многих отечественных компаний соответствует мировым стандартам и вполне может составить конкуренцию ведущим западным производителям. На рынке Балканских стран и бывших республик СССР есть все предпосылки добиться доминирующего положения. Но практически украинские производители не имеют ни благоприятных условий, ни поддержки со стороны своего государства для освоения внешних рынков.
Например, строительная продукция, производимая заводами кровельных материалов "Арсенал-Центр" (г. Киев) и "Арсенал" (г. Одесса) , может легко конкурировать с западными производителями металлочерепицы и профнастила на западном рынке при условии отмены ввозных пошлин западными странами. На рынок Румынии нам мешает выйти высокая таможенная пошлина - 16%, рынок Евросоюза имеет ввозную пошлину 20%. Это препятствует вхождению украинских товаров на рынки европейских стран , поэтому рынок России для украинских товаров более притягателен.
К тому же, наши предприятия уже сейчас хорошо знакомы с ведением бизнеса в условиях жесткой конкуренции с западными компаниями. В настоящее время внутренний рынок Украины отличается большой долей иностранных предпринимателей, которые, работая, на украинском рынке с убытками и, зарабатывая на рынках других стран, демпингуют цены. Предлагая продукцию по цене, ниже реальной стоимости произведенной п


Похожие записи:

 

Эффективность экономики, а значит, и конкурентоспособность ее отраслей зависит от реальных условий, особенностей, рес

Последнии записи