Энергосбережение в бюджетной сфере - утопия или реальность?

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Энергосбережение в бюджетной сфере городов и областей Украины до сих пор находилось в нижней части рейтинга привлекательности для инвестиций и было отдано на откуп энтузиастам, или, мягко говоря, пущено на самотек.
Основным энергосберегающим мероприятием за шесть предыдущих лет здесь была установка счетчиков.
Кто хотел, тот уже установил приборы учета, убедившись еще раз в односторонней полезности расчетных методов учета для энергоснабжающих организаций (начавших терять источник дохода, не требующего затрат).
Но дальше снижения оплаты за неполученные энергоносители дело, как правило,' не шло. Хотя ряд энергоаудитов, сделанных компаниями, входящими в АЭСКО, показывают на огромные масштабы потенциальной экономии. Основной причиной, по общему мнению, является отсутствие денег. Так ли это?

СЫР В МЫШЕЛОВКЕ ИЛИ КАРТА СОКРОВИЩ
Идея хорошего энергосберегающего проекта — это почти карта месторождения денег. И эта карта точна, если правильно перечислены (обоснованы) все правила (приемы) по добыче этих денег. Ошибка на карте приведет к напрасной трате сил и средств.
Когда меня спрашивают: "Какие в вашем городе (области) есть хорошие проекты сбережения энергии?" я слышу: "Где лежат деньги?"
Многим нашим предприятиям некие фирмы предлагают бесплатно провести энергетический аудит — и иногда проводят. Правда, ожидаемой пользы (денег) эти аудиты почему-то приносят мало. И тогда доверчивые руководители этих предприятий становятся очень недоверчивыми — я не раз наблюдал эту метаморфозу.
Идея энергосберегающего проекта — это карта сокровищ для того, кто сумеет получить (присвоить) прибыль от реализации этого проекта, а для жаждущих, но скуповатых — это сыр в мышеловке.
Но идея без юридически точных правил присвоения прибыли от реализации проекта стоит совсем немного — не дороже бумаги, на которой она напечатана.

А КОРОЛЬ-ТО ГОЛЫЙ
Большинство экспертов утверждают, что энергозатраты в Украине в 4-5 раз выше, чем в развитых странах. Снижение платежей за энергоносители на 75-80% и есть достижимый потенциал энергосбережения в Украине. А как в жизни?..
Распространенный пример: главный энергетик (главный инженер и др.) металлургического комбината предложил поставить новый точный счетчик газа на входе.
Комбинат стал платить на 17% меньше за получаемый газ (на 320 тыс. $ в месяц). Экономия за 3 года составила 11.5 млн.$. Вопрос для читателя — сколько денег, кроме хлопот, за этот подвиг получил главный энергетик? И еще один вопрос — что подумал тот, у кого отобрали эти 11.5 млн.$?
Еще пример: главврач больницы нашла деньги для ремонта сантехники и снизила втрое потери и платежи больницы за питьевую воду. Вопрос для читателя — через сколько месяцев больнице срежут лимиты по платежам за воду на сэкономленную сумму? И еще один вопрос — в соседней больнице утечки воды и лимиты остались старыми. Какому главврачу будет легче жить и хозяйствовать?
Ответ на вопрос "Как сэкономить энергоресурсы", зачастую, лежит под ногами. Банк, у которого достаточно денег для финансирования энергосберегающих проектов — через дорогу. Желающих заработать деньги — не счесть. Руководители у нас все с высшим образованием. А король-то... голый!

ГДЕ НАЙТИ ДЕНЬГИ
Мне по роду деятельности приходится убеждать директоров и главных инженеров, главных врачей и главных энергетиков начать работы по энергосбережению — вон ведь сколько денег теряется ежегодно. Они внимательно слушают меня и, как правило, разводят руками — НЕТ ДЕНЕГ.
Тут надо внимательно вслушаться — они говорят, что даже если предлагаемый проект будет реализован, то они не получат денег от экономии, а получат только хлопоты. Один главный инженер мне прямо сказал: "А где здесь экономия?! Я просто начну меньше неплатить за электроэнергию!" То есть, ответ на вопрос: "Где искать деньги на финансирование проектов?" пересекается с вопросом: "Что мы будем иметь от этого проекта?".
Немного иначе отвечают на этот вопрос банки — залог вашего ликвидного имущества, как условие получение кредита для реализации проекта. Кстати, по началу и на Западе финансирование энергосбережения требовало усилий и не шло так просто.

ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ
Анализируя зарубежный опыт в этой сфере, я понял, что в большинстве проектов энергоэффективности, например, в США справедливо делят деньги, получаемые от экономии энергоресурсов. Справедливо, потому что в разделе экономии участвуют, например:
- банк, выделивший кредитные ресурсы на реализацию проекта;
- страховая компания, контролирующая и уменьшающая риски;
- сам клиент (например, больница, где реализуется проект);
- субклиент (например, муниципалитет, за счет бюджета которого содержится эта больница);
- и, конечно же, ЭСКО — компания, которая всех свела, все рассчитала и обеспечила, управляет реализацией проекта и является гарантом его успеха для всех задействованных партнеров.
Сколько, кто и за что получает — это предмет договоренности в каждом конкретном случае. До начала проекта известна одна общепринятая норма — предметом дележа являются 70% фактически получаемой экономии за 10 лет (срок действия проекта и перфоманс-контракта).
А можно ли сделать так же на поле энергосбережения в Украине? Можно, но это будет игра без правил — или по старым, доставшимся в наследство от социализма, правилам, где термин "энергосбережение" не употреблялся.
Схемы финансирования проектов энергоэффективности — это зеркало состояния общества, его валентный уровень. И здесь мы приходим к не очень приятному для нас обобщению — финансово-организационная кооперация обеспечения проектов энергоэффективности на основе перфоманс-контрактов (управление потоками будущих денег), принятая в США, пока недоступна для Украины с ее переходным состоянием экономики, хозяйственным и договорным правом, бухгалтерским учетом и, наконец, менталитетом руководителей, разучившихся мыслить категориями пятилеток и заботами о будущем.
Наша компания не раз пыталась предлагать непрямые схемы финансирования (лизинг, перфоманс-контракт, финансирование и др.), но дело не шло.
Кто сегодня даст гарантию, что будет 10 лет выплачивать 70% фактической экономии?

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ЗАВТРА
Что будет завтра — это интересует многих. Темпы ускорения фактической приватизации, начало подъема промышленности и экономики Украины в 2001 году неизбежно провоцируют необходимость энергосбережения и энергоэффективности.
Вдвое меньше прибыли на гривню инвестиций и десятикратное увеличение спроса на энергосберегающие проекты — вот наш сравнительный прогноз на период 2002-2007 гг. (период среднесрочных проектов).

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ
Объединить потенциальные возможности всех основных игроков на поле финансирования энергосберегающих проектов в Украине можно только создав (узаконив) правила игры, сделав их прозрачными, понятными и выгодными для этих игроков.
Каждая из базовых сфер хозяйствования (промышленность, энергетика, коммунальные хозяйства, бюджетная сфера, жилищное хозяйство) имеет свои особенности, и правила финансирования будут отражать эту специфику. Для каждой из сфер будет переменным и состав игроков.
Правила должны включать фактор текущего состояния нашего общества — так, например, лизинг возможен уже сегодня, а перфоманс-контрактинг требует законодательного подкрепления.
И еще одно, может быть, главное. Нужно стимулировать обороты украинского капитала. Ведь, согласитесь, странно, когда инициативы по финансированию энергосберегающих проектов предлагают зарубежные источники, а бюджеты всех уровней в Украине находятся в тени этих инициатив.
Центром кристализации интересов к потенциально огромному рынку энергоэффективности Украины может стать объединение заинтересованных в энергосбережении сил.

ЗАТЕРЯННЫЙ МИР
Те, кто в детстве читал Конан-Дойла, помнят изобретательного профессора Челленджера со спутниками, открывшего затерянную страну. Бюджетная сфера городов и областей Украины представляет собой сегодня затерянный (с точки зрения энергосбережения) мир. Этот мир очень нуждается в открытии, в изобретательных энергоменеджерах.
Так, в областном бюджете только Запорожской области (520 млн. грн.) платежи за энергоснабжение составляют 36% (187 млн. грн.). По существу, это рынок энергосбережения (25-30 млн. грн. ежегодно) с потенциалом экономии более 500 млн. грн. за 10 лет. Для всей Украины эти цифры будут в десятки раз выше.
Целью энергосбережения в бюджетной сфере городов и областей Украины должно стать перераспределение денежных потоков: от оплаты за потери энергоресурсов до финансирования энергосберегающих проектов. Так, например, сегодня бюджет Запорожской области компенсирует прямые потери энергоресурсов на сумму 50-60 млн. грн ежегодно. А вот если бы перераспределить эти "потерянные" деньги в сторону энергосбережения...

НА ХАЛЯВУ
16 июня 1999 года Президент Украины подписал Указ № 662 "Про заходи щодо скорочення енергоспоживання бюджетними установами, організаціями та казенними підприємствами", где поставлена главная цель — за 5 лет снизить энергозатраты в бюджетной сфере на 25% по сравнению с базовым, 1998 годом. Кабмину были даны поручения по обеспечению его реализации.
Остановимся и сделаем небольшой расчет. Финансирование бюджетной сферы Украины по энергозатратам составляет 2,5-3,0 млрд. гривен в год. Согласно Указу ежегодная экономия должна составлять 5-6% или 125-150 млн. гривен, а всего за 5 лет должна достигнуть величины 625-750 млн. гривен. Чтобы получить эту экономию, нужны некоторые затраты. Срок окупаемости проектов в бюджетной сфере, в лучшем случае, в среднем будет 2 года. Итого, для реализации Указа, Министерство финансов и Министерство экономики должны были предусмотреть для этих целей в бюджетах 2000-2004 г.г. ежегодно 250-300 млн. гривен. Фактически было выделено 25 млн. гривен на 2001 год.
В Постановлении КМУ № 2183 от 30 ноября 1999 года "Про скорочення енергоспоживання бюджетними установами, організаціями та казенними підприємствами" совсем забыли про деньги, которые нужны, чтобы начать экономить.
Распоряжения губернаторов по областям Украины были еще короче — лимиты снизить на 5-6% ежегодно. Все, приехали!
Понятно, что Указ и не собирались исполнять (само утихнет), или же действительно обрезать энергопотребление на 25% — народ все стерпит. И еще — кто-то, наверное, очень жадный, — установил, что период экономии должен быть не более 3 лет. Из какого справочника взята эта цифра? Те же богатые американцы используют в бюджетной сфере десятилетний период.

ПРАВИЛА ИГРЫ
В основе новых правил игры в энергосбережение на бюджетном поле должно быть создание правовых гарантий справедливого раздела фактической экономи.
В России, например, принята формула "окупаемость + 1 год". Если годовая экономия окупает риски, проценты по кредитам и достаточна для нормы прибыли на уровне 20-30% — кого-то это может и удовлетворить, но таких проектов крайне мало. Средняя окупаемость проектов в бюджетной сфере колеблется от 2 до 5 лет.
Здесь, в ключевом компоненте формулы энергосбережения, я на стороне американцев — 70% экономии за 10 лет — это предмет настоящей игры.
Нужно новое постановление Правительства, которое должно стать дееспособной моделью для адекватных распоряжений председателей гособладминистраций и мэров городов.
Не очередная кампания, а принципиальный поворот в политике и хозяйствовании в сторону энергосбережения должен быть в основе этого нормативного документа.
Основными положениями этого нормативного документа должны быть:
- обязательность энергетических аудитов субъектов бюджетной сферы с итоговой оценкой потенциала энергосбережения каждого сектора бюджетной сферы городов и областей;
- прозрачность основных положений формулы энергосбережения и ежемесячный мониторинг ф


Похожие записи:

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Энергосбережение в бюджетной сфере городов и областей Украины до сих пор находилось в ниж

Последнии записи