Дама с каменьями

Знаю, о ком ты грезишь! Срам один! Перед людьми стыдно... О ком! О БАБЕ КАМЕННОЙ, вот о ком!...
Григорий Горин. Формула любви

ШО ВОНО ТАКЕ
Словарь отделочных материалов” дает такое определение полимербетона: “Материал на основе рационально подобранной смеси полиэфирных смол и различных минеральных заполнителей”.
Зачем нужны такие сложности, почему сей материал вообще появился на свет, к чему его можно приспособить и как на этом заработать? Попытаемся ответить.
Итак, литьевой камень — новый (для Украины) композиционный материал с обычным для композитов полимерным вяжущим и заполнителем в виде каменной крошки.
Обычный литьевой камень прочнее природного (и на сжатие, и на растяжение) в несколько раз, к тому же он не трескается при ударе. Композитное изделие имеет огромную хемостойкость (то есть стойкость к воздействию агрессивных химических сред), не желтеет на свету, выдерживает любой мороз, не поглощает воду. Даже ванна из искусственного камня намного долговечнее акриловой, керамической, стальной или чугунной (но дороже — см. главку “Цены” на стр.30. — Ред.).
Наконец, внешний вид изделия из такого продукта можно сделать самым причудливым: узоры, барельефы и прочая делать гораздо проще и дешевле, чем в случае резьбы по натуральному камню (см. также главку “Применение”).

ТЕРМИНЫ
У термина “литьевой камень” (иногда — литой) есть синонимы и полусинонимы: искусственный камень, полимербетон, синтетический бетон, литьевой мрамор, синтетический гранит (сигран) и много других. Но, к примеру, ваза “под малахит” из этого материала на вид и на ощупь напоминает именно природный камень, а не бетон. Ее можно сделать “под гранит”, “под базальт” и т. д. Так что, пожалуй, название “литьевой камень” точнее отражает суть.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЯЗЫКОМ

  • Матрица — форма, заполняемая смесью жидкого полимера, отвердителя (катализатора), наполнителя, пигмента и прочих добавок. В этом “тесте” наполнителя обычно 75-90%.
  • Наполнитель — дробленое или пескообразное минеральное вещество.
  • Мастер-модель — прообраз будущего композитного изделия (нужна лишь в некоторых технологиях). Когда ее “облепят” отверждаемым вяжущим — полимерной смолой — получится матрица.
  • Прикатка — процесс ручного заполнения матрицы пластичным вяжущим.
  • Литье — тоже заполнение матрицы, только посредством специального промышленного агрегата — литьевой машины. Литье бывает обыкновенное и вакуумное (с подачей состава под давлением). Второе дает очень высокое качество поверхности.
  • Гелькоут — материал внешнего слоя изделия, при заполнении матрицы наносимого первым. Служит для защиты изделия, делает поверхность гладкой и цветной.
  • Топкоут — собственно внешний слой, образуемый гелькоутом.

  • ДЕНЬГИ
    Странно, но такой приятный товар, как литьевой камень, можно производить с ничтожными по нынешним тяжелым временам капвложениями. Самый-самый минимальный уровень инвестиций — несколько тысяч долларов — позволяет основать цех именно для самых-самых эксклюзивных заказчиков. Ведь маленькому литьевому производству с ручным трудом все равно, сколько идентичных ночных ваз или надгробий сделать — одну штуку или тридцать (ну, тридцать, наверное, все-таки дешевле выйдет. — Ред.). Говорят, такое производство рентабельно и при штучном заказе. Был бы заказчик богат да продавец убедителен. Оборудование при этом используется самое простое, зачастую — самодельное.
    Промежуточный технологический вариант предусматривает закупку “под ключ” фирменного оборудования со всевозможными вспомогательными механизмами. Такой цех обойдется примерно в $30-50 тыс. Естественно, возможностей у такого “железа” больше, производительность — выше.
    Наконец, конвейерное производство (которое отнюдь не исключает индивидуальных заказов), “вооруженное” дозирующей, смешивающей и литьевой машинами, сложной доводочной техникой, механизированным складом и прочим, стоит несколько миллионов долларов.
    Рентабельность в таком деле, конечно, тайна. Тем более что рынок еще не сложился. Но прикинуть можно. Возьмем плиту, обрамляющую каминное жерло, декорированную змеями, гидрами, танцующими Шивами и прочей “демонологией”. Такая вещь, будучи создана по индивидуальному заказу, может стоить $3-5 тыс., а при большом желании (особенно разноцветная и скульптурно-трехмерная) — дороже.
    Так вот, если грубо прикинуть объем изделия да “совместить” с ценами на расходные материалы, получится, что на них уйдет максимум несколько сотен долларов. Дизайнеров в нашей стране — все еще завались, и они большого вознаграждения не просят. Производственные расходы на подготовку матриц, литье и доводку изделия в украинских условиях точно не превысят стоимости сырья.
    Впрочем, рентабельность литьевого производства может быть и вполне “нормальной” — 15-50%. Все зависит от загрузки, подвида клиента и производственной организации.

    Кирпич NEWS
    2001 год Ладыжинский завод силикатного кирпича (Винницкая обл.) закончил с чистой прибылью 0,095 млн грн.
    2000 год завод закончил с чистой прибылью 0,052 млн грн.
    В 2001 году предприятие увеличило производство на 28,1%, или на 1,778 млн грн., по сравнению с 2000 годом — до 8,105 млн грн.
    По данным Государственного комитета статистики, в 2001 году на долю завода пришлось 2,4% произведенного в Украине кирпича.
    По данным Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, 45,4% акций завода принадлежат киевской компании “Укранет-Траст”.
    Украинские новости

    ПРИМЕНЕНИЕ
    Достоинства литьевого камня лучше проиллюстрировать примерами.
    Тротуарные плиты из литьевого мрамора, уложенные в Брестской крепости аж в 1967 году, поныне выглядят, как выставочный комплект. В Средней Азии с начала 60-х годов искусственным мрамором облицовывают скаты бетонных гидротехнических сооружений — там, где их “моет” паводковый сток и скребут донные наносы. То же самое сейчас практикуют самые что ни на есть передовые буржуазные страны, защищая бетонные “ноги” мостов.
    Если на мраморную стойку бара пролить хороший кофе и вовремя не вытереть, пятно останется навечно. На стойку из искусственного мрамора можно лить кислоту — и ничего. Кроме того, стойку эту не так просто поцарапать, если в поверхностный слой введен антиабразивный состав. Ну а в химпроме, на пивоваренных и молокозаводах искусственный камень можно ставить просто везде — начиная от реакторов и чанов и заканчивая подающими желобами и фундаментами. Этот материал прямо создан для того, чтобы служить основанием для трясущихся станков или погружаться в разные агрессивные среды.
    Из литьевого камня изготовляют электроизоляторы, канализационные колодцы и трубы, им защищают фасады зданий; из него же делают черепицу, цветочные ящики, подоконники, лестничные ступени и целые пролеты, садовые беседки, фонтаны, перила, столешницы и всяческие столы, барные стойки, колонны, строительные балки для оконных и дверных проемов, навесы-козырьки, статуи, вазы, урны, бордюры, солнечные часы, кормушки для птиц, элементы оград, каминную облицовку, а равно — надгробья, склепы и прочую “спокойную” тематику.
    И, конечно, сам Будда велел делать из искусственного камня сантехнику. Кому не понравится мраморный унитаз, да еще, если очень хочется, геологически-пестренький, фактурный, с “резными” завитушками! Именно эстетика — главный козырь “литьевых каменщиков” в борьбе за клиента, в том числе на рынке сантехники.

    ПОСТАВЩИК СЫРЬЯ О МОДЕ
    Директор МЧП “Компонент” (поставки сырья, комплектующих и оборудования для производства изделий из композитов, г.Киев) Михаил МОРОКИН:
    Основной объем поставляемых нами материалов приходится на полиэфирные смолы для стеклопластиков. Полиэфирные материалы для искусственного камня — небольшой “довесок” к нашему бизнесу.
    Потому что литьевой камень — новый, почти не знакомый украинским потребителям материал. Но структурирование рынка помаленьку намечается. Нынешние производители таких изделий — это компании двух типов. Первый — крупные предприятия, ориентированные преимущественно на серийность. Таков харьковский “Полимер”. Второй тип “населяет” в основном Донецкий регион (вероятно, в Донецке возникла некая мода на такое производство). Это — небольшие предприятия, работающие главным образом по индивидуальным (то есть весьма дорогим) проектам. Между прочим, такие заводики в самое последнее время появились и в столице. Значит, мода на литьевой камень постепенно распространяется.
    Ведь такие технологии прямо созданы для небольших фирм.

    МАРКЕТИНГ
    Емкость рынка полимербетонных изделий оценить чрезвычайно трудно: она “плавает”, поскольку потенциальный потребитель все еще не разобрался со своими предпочтениями.
    Производители придерживаются мнения, что вся борьба за потребителя еще впереди. Речь идет о психологической готовности клиента признать новый материал. Пока главный рефлекс нашего соотечественника — недоверие к “новоявленным технологическим извратам” (как выразился один носитель общественного мнения).
    Поэтому годовые продажи изделий из полимербетона, по оценке опрошенных специалистов, вряд ли превышают $5 млн.
    Впрочем, по мнению производителей, литьевой камень может “отобрать” значительный сегмент рынка у натурального камня — в строительстве и реставрации.
    К слову, о клиенте. Глубоко индивидуальных, одиноких, денежных заказчиков сейчас найти проще, чем “серийных”. Строительные тресты, способные заказать партию сантехники либо интерьерных элементов, или тротуар из литьевого камня, пока не уверены в преимуществах материала, а то и просто не слышали о нем. Это немного напоминает ситуацию с другим полимерсодержащим материалом — сухими строительными смесями. Впрочем, некоторые строительные “артели” уже достаточно крупны и “изысканны” для того, чтобы попробовать атаковать их соответствующими предложениями.
    Кроме того, можно найти несколько побочных сфер приложения тех же композитных технологий (см. беседу с г-ном Белеем, а также БИЗНЕС №15 от 15 апреля 2002 года, стр.31-33).
    Главный вид рекламы в литьевом бизнесе — канал “от клиента к клиенту”. Поскольку моду на искусственный камень придется ждать еще несколько лет, реклама в массмедиа может и не сработать (хотя, как подать, какие массмедиа использовать. — Ред.). Еще один канал рекламы — интернет. Тем более что прогрессивно настроенные люди с деньгами к нему, как правило, доступ имеют.

    ПЕРСОНАЛ
    Директор малого предприятия — главный носитель технологии. Он же — главный инженер, он же — главный технолог. Сколько получает директор — знать, естественно, никому не положено, кроме налоговой. Второе лицо на мини-фирме — дизайнер широкого профиля с навыками ручной работы. Заработок у дизайнеров, работающих в других сферах, очень разный — зависит от нормы прибыли в конкретном бизнесе и “раскрученности” конкретной фирмы. В среднем, украинский дизайнер получает в месяц от 1 тыс.грн. до 5 тыс. грн. и выше.
    Остальных людей — три-четыре человека — можно набрать с улицы. Естественно, их придется обучить, но это можно сделать в процессе производства. Учиться придется всем.
    Крупному заводу, в который вложены миллионы, тоже нужно немного народу: три-четыре десятка людей в виде основного производственного персонала.
    Зарплату простого трудяги действующие практики полимерно-каменного литья не любят афишировать. Но автор — поговорив со знающими людьми — пришел к мысли, что ежели в Киеве построят вышеупомянутое крупное предприятие, его простых пролетариев придется обеспечить окладом минимум в $100. “На отшибе” же все должно выглядеть не так драматично: средняя в любой успешной провинциальной промышленности зарплата в 400 грн., пожалуй, оптимум и для пионеров полимербетона.

    Рынок — перспективныйo
    Директор ООО ПКФ “Полимербетон” (производитель изделий из литьевого камня, г.Донецк) Николай БЕЛЕЙ
    Почему вы решили пойти в этот бизнес?


    Похожие записи: