Освещение кафе

Цивилизованный человек научился превращать еду в удовольствие. И сегодня мы все чаще предпочитаем привычной домашней обстановке уютный зал кафе, ресторана или клуба. Отправляясь туда, мы стремимся насладиться окружающей обстановкой — интересным общением, музыкой, интерьером... Мы стараемся найти в этих самых разнообразных «предприятиях общественного питания» что-то отличное от обыденности, попасть в другой, немного волшебный мир.
Поэтому, создавая интерьеры кафе и ресторанов, дизайнеры могут максимально проявить свою фантазию. К тому же, в подобных заведения люди находятся непродолжительное время, и полет дизайнерской мысли не сковывают обыденность и те ограничения, какие естественно возникают при проектировании жилья или офисного помещения. Например, в интерьере кафе могут буйствовать яркие краски, а антураж может напоминать декорации голливудского фильма ужасов.
В создании индивидуального облика кафе освещение, несомненно, играет ведущую роль. С его помощью можно решить многие пластические и художественные задачи — обозначить отдельные зоны помещения, моделировать пространство интерьера, расставить визуальные акценты. Так, оригинальная подсветка столиков помогает обыграть самое незатейливое кулинарное блюдо, а интересно освещенная барная стойка поневоле притягивает взгляды посетителей, приглашая попробовать очередной экзотический коктейль.
Организация освещения в кафе и ресторанах прежде всего решает декоративные, художественные задачи, а функция часто отходит на второй план.
И все же о функции. В залах кафе и баров чаще всего существует три вида освещения: общее [как правило, верхний свет], локальное освещение столиков, а также освещение барной стойки и рабочего пространства за нею.
Все эти виды освещения могут быть решены самыми разнообразными методами. Например, верхнее освещение могут создавать традиционные люстры, потолочные или встроенные в ниши потолка светильники со стандартными или компактными люминесцентными лампами, а также модульные системы освещения. Встроенные потолочные светильники хороши тем, что могут быть использованы в интерьерах с небольшой высотой, и при этом они очень экономичны. Общее освещение должно обеспечивать равномерность освещенности и сочетаться с естественным и локальным освещением (если, конечно, таковое имеется]
Освещение столиков может осуществляться при помощи общей или зонированной подстветки зала.
Барную стойку чаще всего освещают с помощью подвесов различной формы, реже — светильниками, встроенными в потолок или в конструктивные элементы самой стойки. Пространство за барной стойкой — это рабочая зона, и здесь должен быть обеспечен достаточный уровень освещенности.
При проектировании освещения не следует забывать, что в одном помещении не рекомендуется смешивать источники света, имеющие разную цветовую температуру.
Цветовую температуру ламп следует учитывать и при создании общей атмосферы в ресторане или баре. Для предприятий типа фаст-фуд могут применяться недорогие, экономичные светильники с люминесцентными лампами, дающими холодный свет, что при краткосрочности пребывания в заведении такого типа не отражается на комфортности. А, допустим, в ресторане или кафе, где стоит задача создания комфортной, интимной обстановки, лучше использовать светильники с лампами, дающими свет более теплого спектра.
Для создания световых акцентов в интерьере кафе можно использовать светильники направленного света.
Стиль, форма, цвет и пропорции светильников выбираются дизайнером, исходя из творческой концепции решения всего интерьера. Именно в кафе и ресторанах огромное внимание нужно уделить не только сценографии света, но и форме самих светильников.
Представьте себе, Вы делаете заказ в ресторане, и уже смело продиктовали официанту половину ассортимента, а Ваша спутница все еще тщательно изучает меню... А ведь, как известно, женщине очень сложно сделать выбор. И вот, пока Ваша дама лихорадочно подсчитывает калории, чем же заняться Вам? Конечно же, изучать «местные достопримечательности». И такой достопримечательностью интерьера, яркой доминантой вполне может стать светильник.
Многие производители предлагают осветительные приборы интересного дизайна. Например, дизайнеры итальянского концерна I TRE, знаменитого своими изделиями из Мuranо стекла, создали модельный ряд светильников, отличающихся и высоким качеством, и стильным дизайном. Новая модель этого концерна — подвесная лампа Class (дизайн: Studio Tecnico], облик которой навеян эстетикой 60-х, может стать прекрасным элементом интерьера в стиле модернизма.
Очень часто для кафе и ресторанов используются светильники, созданные дизайнерами специально для данного интерьера. Авторские разработки позволяют максимально точно отразить идею дизайнера, подчеркивают индивидуальность интерьера.
Использование в интерьере светильников именитых дизайнеров свидетельствует о статусе заведения. Авторские модели, поражающие своей новизной и экспрессией, могут стать ведущими деталями в интерьере. Такие самодостаточные предметы, как, например, новые лампы от La Murrina — Tocada (дизайн: Оскар Тускуетс], Lara (дизайн: Паоло Деганелло), Huelo (дизайн: Денис Сантакиара), могут задать тон всему интерьеру, заставив переосмыслить весь стилистический контекст.
Кстати о стилистике...
Стиль интерьера во многом определяет, какой тип освещения лучше использовать в данном случае. Так, небольшое кафе, решенное в стиле кантри, логично осветить с помощью потолочных светильников с орнаментированными плафонами и деревянной фурнитурой и элементами керамики, или с плетенными из лозы или ротанга абажурами. А молодежный бар в стиле техно можно осветить трансформируемой системой освещения, многочисленные варианты которых предлагают итальянские [например, Metalspot] и немецкие [Staff] производители.
Преимущество модульных систем освещения еще и в том, что благодаря подвижности, трансформируемости элементов системы можно создавать различные световые эффекты, менять световую сценографию пространства.
Новые возможности в дизайне света предоставляет использование различных галогенных источников света. Разнообразные по дизайну низковольтные галогенные осветительные системы (сокращенно — НГОСы) могут составлять эффектные композиции, тем самым давая возможность дизайнеру проявить весь свой творческий потенциал. Кроме несомненных эстетических достоинств системы хороши еще и тем, что позволяют избежать скрытой проводки, что особенно важно в условиях реконструкции [ведь редко для кафе строятся специальные здания, чаще их устраивают в первых этажах или даже полуподвальных помещениях уже существующих домов]. На рынке Украины представлены модульные осветительные системы производства Германии [OLIGO, Staff], Италии [Metalspot, Ivela], Бельгии [Delta].
Системы бывают нескольких видов: 1. Осветительные системы с самонесущими проводами-» струнами» [sable system].
2. Осветительные системы с направляющей токоведущей шиной, позволяющие устанавливать светильник в любом месте [rail system].
3. Осветительные системы с токоведущей шиной и возможностью установки светильников в фиксированных местах [track system].
4. Светильники разъемного подключения непосредственно к трансформатору (free jack system). Наиболее распространены системы последнего типа. Например, светильники итальянской фирмы ALBUM. Легкие, словно парящие в пространстве, светильники фирмы ALBUM, отличаются изящностью, и в то же время «нейтральностью». Поэтому они могут естественно «существовать» в любом интерьере.
Sable system производства известной немецкой фирмы Shtaff могут выполнять функции как декоративного освещения, позволяющего, например, «игры» с пространством, так и решать функциональные задачи — например, осветить зону барной стойки.
На выбор вариантов освещения влияет не только стилистика интерьера, но и типология, и, если можно так сказать, «философия» самого заведения. Так, в интерьере роскошного ресторана европейской кухни (стилистика подобных заведений чаще всего тяготеет к неоклассике) доминирует верхнее освещение. И зачастую — это традиционные люстры. А маленькое романтическое кафе лучше осветить локальным светом. Здесь важно создать уютную интимную обстановку. Для молодежного кафе подойдет стилистика техно или грандж, а дизайн освещения подобного заведения может быть решен с помощью тех же НГОСов.
Модельный ряд люстр разнообразен. Это и хрустальные люстры знакомых нам с давних времен чешских производителей. Таких как, Kamenicki Senov или Preciosa-lustry. Такие люстры подходят для классических интерьеров, обставленных мебелью из красного дерева.
А в постмодернистском интерьере будут естественны модели от итальянской фирмы Artemida - причудливые формы и яркое стекло Мuranо.
Люстры испанской фирмы Mariner представляют собой интересное сочетание мрамора и бронзы. Барочные элементы их каркасов, использование зооморфных деталей (например, изображений голов баранов), цепей делают эти лампы прекрасным дополнением интерьеров в стилях необарокко или романтизма. Подобные модели — олицетворение парадного дворцового стиля. Эти люстры использованы, например, в интерьере Президентского зала «Лужников» в Москве.
В современный интерьер прекрасно подойдут модели итальянской фабрики Lumen Мес. Фабрикой разработана уникальная технология искусственного старения металла. Это позволяет отличить модели этой фирмы от продукции других ведущих фабрик Испании. Игра подвески из хрусталя Swarovski (от рубина до бирюзы), натуральные эмали, детали из фарфора плюс традиции качества делают светильники Lumen Мес не только утилитарными предметами интерьера, но уже подлинными произведениями искусства. Модельный ряд фабрики включает как традиционные классические серии, так и удивительные по своей смелости авангардные коллекции.
Для парадных, «дворцовых» интерьеров, решенных, например, в стиле необарокко прекрасно подойдут роскошные люстры итальянской фабрики Vineziana. Длина моделей Vineziana может достигать 2,5 метров. Такая люстра идеальное дополнение для атриумных интерьеров или залов в несколько этажей. Ноу хау фабрики является технология, позволяющая прозрачному хрусталю приобретать различные оттенки — от «шампани» по глубоких темно-синих тонов.
Для оформления кафе и ресторанов используются различные виды декоративного освещения. Это и цветовые подсветки, призванные подчеркнуть пластические достоинства интерьера, и различные виды галогенных систем.
Интересные декоративные эффекты можно создать с помощью различных напольных светильников. Например, используя светильники со светодиодами итальянской фирмы Simes, можно ярко оформить входную зону кафе, тем самым привлекая посетителей, а также декорировать пол самого зала. Различные модели Simes можно использовать как внутри помещения, так и для наружного освещения — они обладают самой высокой степенью влагостойкости (IP-65). Этим энергоэкономичным и высокопрочным светильникам не страшны ни уколы изящных шпилек, ни наезды тяжелых джипов.
В последнее время для светового оформления кафе дизайнеры стали использовать технологию Fiber Optic, ранее чаще применяемую в наружной рекламе. Технология Fiber Optic основана на передаче света по волоконно-оптическому кабелю на значительные расстояния с минимальными потерями.
Если такой кабель подсоединить к источнику света, все тело его мгновенно наполнится ровным «неоновым» светом [тип свечения — Side Glow). При этом окраска кабеля будет меняться при каждом повороте светофильтра, скрытого внутри источника света. Еще более интересных цветовых эффектов удается добиться, используя для передачи света волоконно-оптические нити, у которых «зажигаются» лишь самые кончики (тип свечения — End Glow). С помощью таких ярких точек можно заставить светиться декоративные композиции самой причудливой формы.
Еще один вид декоративного освещения — «Звездное небо» — предлагает знаменитая фирма Swarovski.
Swarovski, знаменитая компания


Похожие записи:

 

Цивилизованный человек научился превращать еду в удовольствие. И сегодня мы все чаще предпочитаем привычной домашней

Последнии записи