"И никаких гвоздей"

В 2000 году продавцы всяческого клея выручили не менее $60 млн в оптовых ценах. Прогноз на этот год — ещё $10 млн сверху.
*О грядущем распространении “клеевых” технологий классики говорили еще 80 лет назад.

Торговый обзор
Товар, реализуемый на рынке, — клей.
Объем продаж — не менее 75 тыс.т.
Количество операторов — около 50 отечественных производителей. Крупных импортеров — более 20. Оптовиков — более 300.
Структура продаж — клей, применяемый при строительно-отделочных работах, — 75-80%, для промышленного применения — 15-20%, клей для бытовых потребностей — 1-2% (в физическом выражении).
Доля импортной и отечественной продукции — 70% — отечественной, 30% — импортной продукции (в физическом выражении).

Объём и структура рынка
При всем изобилии на украинском рынке производителей и продавцов всяческих клеящих составов никто из операторов, насколько нам известно, не придерживается какой-то универсальной товарной классификации клея. Чаще всего используются две “шкалы” — сфера применения и химический состав.
С помощью операторов мы составили таблицу, в которой оценили объем продаж того или иного клея в зависимости от потребностей. По оценкам производителей и продавцов клея, в прошлом году в Украине было продано не менее 75 тыс.т клеящих составов. Примерно 80% проданного клея было использовано при строительно-отделочных работах, около 20% “ушло” промышленным потребителям и менее 1% (более 500 т) было использовано для мелких бытовых потребностей.
Впрочем, сами продавцы признают, что указанные объемы — минимальны, а представленная в таблице структура рынка — достаточно условна. Один и тот же вид клея, в зависимости от расфасовки, может использоваться как в промышленности, так и в быту. При этом через оптовые и розничные сети продаются и строительные, и бытовые клеи. Клей для промышленности обычно поставляется производителями (или импортерами) напрямую потребителям. В этом обзоре речь идет о строительных и бытовых клеях.

Строительные клеи
В строительстве клей применяется в основном для приклеивания отделочных материалов: облицовочной плитки, гипсокартонных листов, напольных покрытий, обоев.
Клей для облицовочной плитки. По словам продавцов, еще четыре года назад большинство потребителей предпочитало клею для плитки традиционные цементные растворы. Однако начиная с 1997 года, продажи плиточного клея начали расти. По итогам 1999 года некоторые компании удвоили продажи по сравнению с 1998 годом. В пошлом году положительная динамика продаж составила у многих продавцов 30-40%. А 2001 год, по прогнозам операторов, “ограничится” 20-25% прироста продаж.
По различным оценкам, в 2000 году было продано от 35 тыс.т до 60 тыс.т. плиточных клеев. Большинство же операторов оценивает объем прошлогодних продаж в 40 тыс.т. 80-85% проданного клея — отечественного производства.
Наиболее заметные на рынке отечественные производители — “Хенкель Баутехник”(Украина) — торговая марка “Церезит” — и ООО “Полирем-Центр” — торговая марка “Полирем”, ООО “Фомальгаут” (торговая марка “Полимин”), ООО “ПК “Полипласт” (“Полипласт”), “Керамблоки” (“Керамикс”), “Термо” (“Кубик”), “Гелиос” (“Ферозит”), “Лидер” (“Лидер”), “Адинол” (“Адинол”). Кроме того, по словам операторов, в Украине есть масса небольших производств “местечкового” значения.
Удельный вес импорта в структуре продаж плиточного клея продолжает снижаться — с 80-90% в 1996-1997 годах до 15-20% в прошлом году. Однако, по словам продавцов, в абсолютном значении объемы ввозимого клея практически не изменились (менее 10 тыс.т). Причина в том, что три года назад сегодняшние 15-20% импорта и составляли общий объем рынка. Перечень зарубежных производителей, представляющих “плиточный” клей на рынке, достаточно широк: “Атлас” (Польша), “Оптирок” (Финляндия; торговая марка “Ветонит”), “Сопро” и “Сакрет” (Германия), “Крайсел” (Франция), “Литокол” и “Мапей” (Италия), “Крепс” (Россия) и др.
Специалисты различают более 10 разновидностей плиточных клеев. Однако погоду на рынке делает самая дешевая базовая клеящая смесь. По разным оценкам, она обеспечивает торговцам 80-85% продаж. Розничные цены на такой клей — 20-30 грн. за 1 мешок (25 кг).
По разным оценкам, сегодня более 50% общих продаж плиточных клеев приходится на долю торговых марок “Церезит” и “Полирем”. Среди зарубежных марок, по оценкам операторов, лидирует клей польского производителя “Атлас” — 5-7% общих продаж. Цены на базовый вариант клея “Атлас” можно сравнить с ценами на аналогичную продукцию “Церезит”.
Остальные импортные марки конкурируют между собой в основном в дорогой “узкопрофильной” группе клея (от 70 грн. за 25-килограммовый мешок). И хотя аналогичная отечественная продукция стоит дешевле (около 60 грн. за 1 мешок), в верхнем ценовом сегменте, по словам операторов, чаще выигрывает импортная продукция.
Клей для напольных покрытий. По оценкам операторов, в прошлом году было продано 9-10 тыс.т клея для напольных покрытий. Значительного роста объемов реализации в этой группе строительного клея в прошлом году не произошло — по оценкам операторов, максимум на 2-3% по сравнению с 1999 годом. По мнению продавцов, примерно пятая часть проданного в Украине “напольного” клея — импортная продукция. Это, как правило, дорогие клеи — по 20-25 грн. за 1 кг. Отечественные аналоги в несколько раз дешевле — от 2 до 9 грн. за 1 кг.
По словам операторов, импортный товар за последние два года несколько потеснил отечественную продукцию. Увеличение продаж импортного товара операторы в первую очередь связывают с ростом строительства элитного жилья, отделочные работы в котором, как правило, поручаются профессиональным строительным фирмам. Последние же предпочитают работать с импортной продукцией — клеить дорогие импортные напольные покрытия на дешевый клей строители решаются редко.
Из импортной продукции на Украине представлены клеи “Уцин”, “Томзит” (оба — Германия), продукция итальянских компаний “Мапей” и “Литокол”, французский клей “Тарбикол”, шведские клеи “Каско”, “Бона” и “Перго”, “Раккол” (немецкая компания “Фуллер”), продукция германской фирмы “Йоват” и т.д. По оценкам операторов, лидеры продаж — клеи “Уцин” и “Томзит”.
Отечественная продукция в большинстве случаев продается под общими наименованиями КДП или КН-3, КСК-1, КСК-7, “Бустилат”, “ЛАСМА”.
Наиболее известны продавцам отечественные торговые марки “Композит-Д”, “Бустилат-супер” (производитель ООО НПФ “Композит”) и “Лидер” (компания “Лидер”). Всего в Украине, по их оценкам, 10 производителей клеев для напольных покрытий.
По словам торговцев, лучше всего продаются клеи для паркета. По различным оценкам, в прошлом году этого клея было продано 4,5-5 тыс.т. Несколько меньше (около 3 тыс.т) продается клея для линолеума. И около 2 тыс.т — клея для ковролина.
Клей для гипсокартонных листов (ГКЛ). По оценкам операторов, в Украине в 2000 году продано 8,5-9 тыс.т клея для ГКЛ. На протяжении последних трех лет ежегодный рост продаж составляет 15-20%.
В этой группе клеев 95% продаж обеспечивает импортная продукция. По оценкам операторов, наиболее популярные торговые марки “Перлфикс” (немецкой компания “Кнауф”) и “Исокол” (французской компании “Семин”). Из отечественных производителей данного товара известно только ООО “ПК “Полипласт”.
Группа этих клеев интересна тем, что каждый производитель предлагает в Украине всего одну товарную позицию. Причем расфасовывают такой клей по-разному. Так, “Перлфикс” продается в мешках по 30 кг (по 1,45-1,55 грн. за 1 кг), “Исокол” — по 25 кг (по 2,1-2,2 грн. за 1 кг), “Реагипс” — по 40 кг (по 2,5 грн. за 1 кг), “Полипласт ПКГ-04” — по 20 кг (по 1,25 грн. за кг).
Обойный клей. В прошлом году, по оценкам продавцов, было продано около 800 т обойного клея. 65-70% продаж обеспечивает импортный товар. По оценкам операторов, каждый второй килограмм импортного обойного клея попадает в Украину, минуя таможенные посты. Традиционно лидирует в продажах (не менее 500 т) клей КМЦ (карбоксиметилцеллюлоза).
В Украине, по оценкам предпринимателей, производят и фасуют КМЦ для клейки обоев не более пяти заводов. Импортный КМЦ поступает в основном из Финляндии, Болгарии и Венгрии. Средняя цена болгарского и отечественного КМЦ в столичной рознице — около 4 грн. за 1 упаковку (400 г). Финский и венгерский клеи стоят дороже, поэтому некоторые оптовики отказываются в последнее время с ними работать. Причина не столько в цене, сколько в том, что, по их словам, на болгарскую продукцию могут “шлепать” венгерскую этикетку.
Более дорогие клеи (10-12 грн. за 250-300-граммовую упаковку) продаются уже под торговыми марками. Наиболее известны на рынке клеи “Келид” (французского концерна “Отофинли”) и “Метилан” (компании “Хенкель Баутехник”).

Бытовые клеи
К бытовым клеям операторы относят так называемые “контактные” клеи (изготовленные на основе полиуретана и каучука —полихлоропреновые и резиновые клеи), “секундные” клеи (изготовлены на основе акриловой кислоты и предназначены для моментального склеивания), клей ПВА в мелкой расфасовке (бутылочки по 100 г, 250 г и банки по 1 кг, 2,5 кг).
По оценкам операторов, в прошлом году было продано не более 6 млн тюбиков (по 40 мл) “контактного” клея и около 3 млн тюбиков (по 2-3 мл) так называемых “секундных”, или суперклеев. ПВА в мелкой расфасовке было продано примерно 250 т.
По оценкам продавцов, в последние годы неуклонно растут (на 10-15% в год) продажи “секундной” продукции. 80-85% “контактного” клея, проданного в прошлом году, — импорт. Основные поставки его осуществляются из Польши, России и Турции. “Секундный” клей — целиком импортный. При этом, по мнению предпринимателей, примерно 80% продаж этого клея приходится на дешевый товар сомнительного качества с названиями типа Hi-Bond, Hi-gluе. Его розничная цена — около 70 коп. за 1 тюбик. Для сравнения: “Супермомент” стоит 3,5-4 грн. за 1 тюбик, польский “Цианопан” — 2,5 грн. за 1 тюбик.
Каучуковые полихлоропреновые клеи обеспечивают примерно 70% продаж “контактного” клея — они стоят дешевле полиуретановых и более универсальны в бытовом применении. Так, клеи на основе каучуков в рознице продаются в среднем по 2 грн. за 1 тюбик (40 мл), а полиуретановые клеи стоят 2,5-3 грн. за такой же тюбик.
Всего на рынке Украины присутствует более 15 марок “контактного” бытового клея — “Момент-1”, “Наирит”, “88”, “Супермомент”, “Спрут”, “Бутапрен”, “Эффект”, “Момент”, “Арас Оригинал”, “Квинтол” (все — каучуковые полихлоропреновые клеи), “Десмокол”, “Суперцемент”, “Тип-топ”, “Суперклей 2000”, “Универсал”, “Феникс” (полиуретановые клеи). Часто у разных производителей клей называется одинаково. Например, в рознице встречается клей “88” производства украинской фирмы “Химик плюс” и российского производства. Из Польши поставляются клеи “Супермомент” и “Суперцемент”, которые также производит ООО “Химик плюс”.
По оценкам предпринимателей, каждый второй тюбик “контактного” клея продается под торговой маркой “Момент-1”. Однако, по оценкам представителей компании “Хенкель Баутехник” (Украина), около 70% реализуемого в Украине клея “Момент-1” — подделка.

Сбыт
Опт. “Клеевых” оптовиков, по разным оценкам, на рынке более 300. Крупными считаются компании, продающие в месяц 150-200 т клея (как правило, строительного). Таких в Украине — не более 15. Средним оптовиком считается фирма, продающая 10-20 т клея в месяц. Как правило, клей — ассортиментный товар для оптовика. Но некоторым оптовым торговцам он обеспечивает до 30% выручки. Наиболее развиты сбытовые сети на рынке строительных клеев. Клеи для промышленного потребления, как правило, напрямую от импортера или производителя поставляются потребителю.
По словам предпринимателей, за последние три года оптовые торговые наценки на клей вследствие увеличения конкуренции снизились с 30-35% до 5-10%.
Основное торговое звено при сбыте бытового клея — как правило, мелкие


Похожие записи:

 

В 2000 году продавцы всяческого клея выручили не менее $60 млн в оптовых ценах. Прогноз на этот год — ещё $10 млн све

Последнии записи