Экспортные деньги

Внешнеэкономическая деятельность предприятий строительной отрасли в последнее время становится особенно актуальной. В ней отражаются главные факторы конкурентноспособности и качества продукции, эффективности и целенаправленности маркетинга, потенциал улучшения финансового положения. "Экспортная деятельность - это основной источник валюты, необходимый для дальнейшего развития предприятий, и за последние три года ее можно охарактеризовать как стабильную - порядка $40 млн. в год», - подчеркнул на заседании Правления корпорации ее председатель Анатолий Безух.

Достижения
За шесть месяцев 2001 года предприятия корпорации «Укрстройматериалы» экспортировали продукции на 117 млн. грн. или на $21,4 млн, что на $4,1 млн. (или 23,7%) больше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Удельный вес экспорта в общем объеме товарной продукции составил 20,1%, за соответствующий период прошлого года —19,4%.
С начала года предприятиями корпорации импортировано для производственных потребностей сырья и материалов на сумму $0,7 млн, то есть положительное сальдо в экспортно импортных операциях составило $20,7 млн.
Экспортируется продукция в 10 стран ближнего зарубежья (49,4%) и в 23 страны дальнего зарубежья (50,6 %), причем в последние три года идет переориентация экспортных потоков в страны ближнего зарубежья (в 1999 году эти цифры были соответственно 30% и /0 %). Наибольший объем экспорта приходится на Россию — $7,8 млн, Италию — $2,7 млн, Англию — $2,3 млн, Польшу — $1,5 млн, Беларусь — $0 77 млн.
За шесть месяцев текущего года в 1,2-5 раза больше, чем в соответствующем периоде прошлого года, поставлено на экспорт: стекла листового (4,5 млн кв. м), консервной стеклотары (15,2 млн шт), бутылок (5,8 млн шт), санстройизделий (243 тыс. шт), каолина (32 тыс. т), скобяних изделий (135 т.).
Почти в два раза увеличили экспортные поставки ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий» (поставлено продукции на $8,7 млн), ПО «Херсонский завод стеклоизделий» ($1 1 млн) Славутский комбинат «Будфарфор» ($1,1 млн), СП «ДнипроКаолин» ($0,7 млн). Наращивают экспортные поставки ОАО «Запорожский завод сварочных флюсов», Глуховецкий ГОК, ЗАО «Глуховецкий каолиновый завод», ОАО «Симферопольский завод «Сантехпром», ЗАО «Белицкий завод «Теплоизоляция», ЗАО «Одесский завод отделочных материалов», Головинский карьер и другие.
В то же время в 1,1-3,7 раза сократились объемы поставок за этот период глины тугоплавкой (306,6 тыс. т), плитки керамической (144,5 тыс. кв. м), щебня (1,2 тыс. куб. м), а ряд предприятий вообще прекратили экспорт, в том числе ОАО «Лисичанский стеклозавод», ОАО «Славянский керамический завод», ОАО «Луцкий картонно-рубероидный завод», ОАО «Львовский мехсклозавод», которые в результате недальновидной технической политики и неумения работать в новых рыночных условиях резко сократили объемы выпуска продукции, не улучшили ее качество и не выдержали конкурентной борьбы на внешнем рынке.

Проблемы
Необходимо обратить внимание на проблемы, которые могут возникнуть в ближайшее время. Например, нет уверенности в том, что с нового года не увеличится тариф на железнодорожные перевозки грузов до 20 %, что приведет, естественно, к удорожанию продукции.
Важно обратить внимание на российский рынок - (основной потребитель украинских строительных материалов почти 36 % экспорта, 35 видов продукции), где уже принимаются меры по защите своих производителей (приоритетное право закупок, введение НДС на импорт, ужесточение правил по подтверждению санитарно-гигиенических заключений по радиационному контролю на нерудные материалы с октября текущего года и другое.
Кроме того, украинские производители по сравнению с российскими находятся в неравных условиях относительно стоимости энергоносителей. Поэтому понятно, что там будут покупать ту продукцию, которая дешевле, качественнее или отсутствует на рынке. Все это может усложнить продвижение украинской продукции на российский рынок.
В странах Балтии (экспорт в этом году — $900 тыс.) тоже наблюдаются некоторые изменения, например, при поставках продукции начинают требовать сертификаты на соответствие стандартам ISO 9000 как самой продукции, так и систем качества управления производства. Специалисты считают, что такая политика в скором времени может касаться не только балтийского, но и других регионов. Поскольку внешнеэкономическая политика Украины направлена на скорейшее вступление во Всемирную Торговую
Организацию, то это кроме повышенных требований к качеству продукции может привести еще и к снижению почти в два раза ввозных пошлин на продукцию строительного назначения, то есть к 2005 году на рынке Украины можно ожидать увеличение подешевевшей зарубежной продукции.
Поэтому руководители корпорации считают, что в 2002 и в последующие годы необходимо предусмотреть увеличение экспорта за счет вывоза высокотехнологичной продукции. В этом плане уже наметились положительные сдвиги. Например, в 1999 году экспорт сырья и продукции невысокой степени обработки составлял 62 % от общего объема, в 2000 году — 52 %, то в этом — 32 %. Но это не повод для самоуспокоения — Украина имеет самые разнообразные качественные сырьевые ресурсы — граниты, каолины, кварцевые пески, мел, глины, базальты, из которых не делать конкурентоспособные на мировом рынке строительные материалы, просто грех. Поэтому необходимо технологическое перевооружение действующего производства с использованием энергосберегающих технологий, повышение качества продукции и проведение ее сертификации по мировым стандартам.
Перспективным является расширение ассортимента такой экспортной продукции — архитектурно-строительного стекла, стекла для автомобильного транспорта, высокосортного песка для оптического стекла; теплозвукоизоляционных материалов из базальтового волокна, специзделий для авиационной и военной техники и другое.

Керамика
Высокий экспортный потенциал имеют предприятия неметаллорудной промышленности. В целом Украина занимает ведущее место в мире по запасам глины, каолина, кварцевого песка — они составляют десятки миллионов тонн. Сырьевые ресурсы поставляются в более, чем 20 стран мира. Одно из крупнейших предприятий корпорации — Веселовский рудник — поставляет свою продукцию в 13 стран мира, что составляет почти 20% от общего объема производства.
Керамическое сырье — высоко ликвидный товар. Однако, его, зачастую, продают необогащенным, поэтому и стоимость такого сырья невысока. Специалисты считают, что Украине необходим качественно новый уровень добычи и переработки сырья, что требует немалых капитальных вложений.
Сегодня иностранные компании вкладывают свои средства в добычу и экспорт сырья из Украины. Так, по данным журнала Ceramic World (№1,2001 г.), в Италию из Украины в 1999 г. было экспортировано 1,2 млн т глины, в 2000 — 1,8 млн т. Однако, было бы логично, если соответственно возрастали и инвестиционные вложения в отечественное керамическое производство. Подсчеты показывают, что если хотя бы небольшая часть этой прибыли направлялась для развития производства, то украинские керамические предприятия имели бы новейшее оборудование по производству изделий из керамики и их экспортные возможности выросли бы в несколько раз.
С модернизацией производства существенно повысился бы экспортный потенциал таких крупнейших керамических заводов как Харьковский и Львовский. В 2000 году они собственными силами освоили новые виды продукции и выпустили соответственно 6,5 и 2,1 млн. м2 плитки. Напомним, что до начала реформирования экономики Украина была крупнейшим производителем плитки (более 30 млн. м2 в год) и экспортировала более половины этой продукции.
Аналогичные проблемы — на славутском «Стройфарфоре» (Хмельницкая обл.). В первые годы рыночных преобразований здесь столкнулась с резким обострением конкуренции со стороны зарубежных фирм. Однако предприятие за счет собственных средств сумело обновить ассортимент керамических изделий и повысить их качество. В 2000 году выпуск продукции увеличился на 30%. Популярными стали сантехнические комплекты «Комфорт» и «Орхидея», которые и составляют основу экспорта.

Граниты
Особый экспортный интерес представляют украинские граниты. Архитекторы ведущих мировых фирм не мыслят отделки общественно-функциональных зданий без использования декоративного камня популярных марок, среди которых — Rosso Santiago, Rosso Pink, Blue Night и другие. Кстати, добываются эти граниты в Украине. Все дело в том, что Украине по наследству достался экспорт гранитных слябов и блоков, цена которых в несколько раз ниже облицовочных плит. К сожалению, в бывшем Союзе не было создано оборудование, позволяющее достаточно точно распиливать гранит, а тратится на импортное не представлялось особой необходимостью.
Сегодня предприятия не мыслят своего будущего без современного высокопроизводительного и экономичного оборудования. Например, ЗАО Горнодобывающий и камнеобрабатывающий комбинат "Беличи" годовой объем производства продукции которого составляет более 100 тыс. кв. м, уже приобрел оборудование у ведущих зарубежных производителей, которое позволяет ему выпускать изделия с различной фактурной обработкой поверхности и фасонной обработкой кромок. Это позволяет «Беличам» зкспортировать свою проекцию с натурального камня почти в 8 стран мира.

Стекло
Крупнейшим отечественным экспортером является ЗАО «Лисичанский стеклозавод «Пролетарий». В этом году за собственные средства закуплено современную линию фирмы «Тамгласс» (Финляндия) стоимостью свыше $1 млн. для производства крупногабаритного закаленного автомобильного и архитектурно-строительного стекла. Это, бесспорно, повысит экспортный потенциал предприятия, который и без того довольно высокий — 55 %, продукция поставляется в 18 стран, преимущественно дальнего зарубежья. И хотя спрос этот возрастает, на «Пролетарии» стараются заботиться и о потребностях отечественного рынка.

Утеплители
Освоением новых в мировой практике технологий и выпуском на их основе конкурентоспособных материалов заняты предприятия полимерной промышленности. Лидирующее положение в этом направлении, безусловно, занимают теплозвукоизоляционные материалы и изделия на основе базальтового волокна, впервые полученного, кстати, именно в Украине.
Отечественное базальтовое полотно, маты, ленты, картоны и шнуры по своим физико-техническим свойствам превосходят традиционные асбестовые и стекловолокнистые изделия. Главное их достоинство — абсолютная экологическая чистота. Если еще пять-шесть лет назад цена украинских базальтовых материалов была выше зарубежных аналогов, то сегодня они уже дешевле. Поэтому сейчас на предприятиях, таких как Беличский завод «Теплозвукоизоляция» и Черновицкий завод теплоизоляционных материалов «РОГИС» ищут новые подходы для увеличения поставок на зарубежные рынки.
Среди полимерных утеплителей, наиболее применяемые пенополистирольные плиты. Их в системе корпорации выпускает 4 предприятия общей мощностью — 280 тыс. куб. м в год. Разработанные новые виды утеплителей сегодня уже составляют конкуренцию многим зарубежным аналогам. Например, экструзионный пенополистирол, производство которого в прошлом году освоено на Житомирском заводе силикатных изделий. По основным техническим характеристикам, в частности по прочности, водопоглощении и долговечности, он не уступает зарубежным.

Сухие смеси
За последние пять лет в Украине выросла еще одна достаточно перспективная экспортная отрасль — сухие строительные смеси. Если еще два-три года назад на этом рынке работало несколько фирм, то сейчас — более 20. Объем продаж отечественных сухих смесей в прошлом году составил около 160 тыс. т, в этом году ожидается в 1,5 раза больше, в 2005 году — до 1,5 млн. т.
Перспективность этого рынка одним из первых оценил немецкий концерн Неnkеl, в производственной программе которого особое место принадлежит сухим смесям известных под маркой Ceresst. В Вышгор


Похожие записи:

 

Внешнеэкономическая деятельность предприятий строительной отрасли в последнее время становится особенно актуальной. В

Последнии записи