Флюгеры, приносящие пользу

После развала бывшего СССР Украине досталась одна из наиболее крупных частей военно-промышленного комплекса. Конверсия его предприятий — чрезвычайно сложная проблема. Не менее сложна и конверсия военной инфраструктуры страны. Это большое количество военных городков, как правило, расположенных вдали от промышленных центров. Для Украины такая инфраструктура оказалась в значительной степени избыточной и представляет дополнительную нагрузку на экономику.

Последовавшие за объявлением независимости мероприятия по сокращению вооруженных сил отразились прежде всего на возможности поддерживать в должном состоянии данную инфраструктуру, больно ударили по людям, которые избрали военную карьеру. В связи с существенным сокращением численности воинских частей возникла серьезнейшая проблема трудоустройства громадного количества высококвалифицированных специалистов-военных, многие из которых одновременно имели хорошие гражданские профессии. Оказавшись практически безработными, многие из них не хотели бы покидать привычные военные городки, в которых был налажен быт, где у многих имеются квартиры. В связи с этим главнейшим вопросом в конверсии данной военной инфраструктуры стало создание новых рабочих мест, где новые профессии могли быть адекватными по уровню бывшим военным профессиям.
Осуществить это нелегко, особенно в условиях экономической реформы, когда в народном хозяйстве параллельно имеется аналогичная проблема в промышленности, где существует большое количество заводов, которые ранее были вовлечены в военное производство, но утратили бывшие рынки сбыта и пока не нашли им замены. На таких предприятиях массово простаивают гигантские мощности и многие квалифицированные рабочие также остались без работы. Поэтому создавать какие-либо промышленные производства в местах, где расположены бывшие военные городки, дело практически бесперспективное. Попытки создавать предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции также не увенчались успехом. Поэтому возникает необходимость в поисках неординарных решений.
Одним из наиболее перспективных направлений в решении этой проблемы является развитие отечественной ветроэнергетики. Пример тому — строительство и эксплуатация Донуз-лавской ветровой электростанции, сооружение которой было начато в 1993 году в Западном Крыму. Станция строилась там, где находится Донузлавская военно-морская база, которая после раздела Черноморского флота переживает не лучшие времена. Наличие Донузлавской ВЭС для жителей военного городка Новоозерное, многие из которых вынуждены были покинуть воинскую службу, означает очень многое. За короткий срок они смогли приобрести новые гражданские профессии. Как бывшие военные авиаторы, судовые механики, электромеханики, электронщики, все они смогли быстро адаптироваться к работе на ветровой электростанции. Кроме того, хороший военный опыт управления людьми в экстремальных условиях позволил ряду бывших офицеров освоить профессии менеджеров в такой новой отрасли промышленности, как ветроэнергетика.
Сама инфраструктура ветровой электростанции также развивается быстрыми темпами. Сегодня в Донузлавском регионе уже активно работает региональное межотраслевое предприятие «Ост-энерго», которое осуществляет эксплуатацию нескольких ветровых электростанций и ремонт ветроэнергетического оборудования. Свыше 70 бывших офицеров работают на этих предприятиях. Пока действующая мощность Донузлавской ВЭС составляет 5,3 МВт. При ее развитии (до запланированных 50 МВт) многие из жителей военного городка Новоозерный будут обеспечены стабильной и перспективной работой.
Для справки: одна лицензированная ветротурбина мощностью 110 кВт может обеспечить электроэнергией два 50-квартирных дома. Сейчас на Донузлавской ВЭС работает уже 53 таких ветротурбины. Таким образом, опыт показывает, что строительство ВЭС выглядит весьма перспективным. В непосредственной близости от Донузлавской ВЭС начинается строительство Тарханкутской ВЭС мощностью 70 МВт. В этом же регионе ведется строительство Сакской ВЭС. На очереди строительство станций в самом перспективном, с точки зрения ветрового потенциала, восточном регионе Крыма, где также имеется военная инфраструктура, нуждающаяся в конверсии. Если к этому добавить, что аналогичные станции сооружаются в Донецком, Львовском и Херсонском регионах, то становится очевидной широкая география такого строительства.
В определении перспектив строительства ВЭС очень важна их экономическая эффективность, в первую очередь с точки зрения стоимости электроэнергии, вырабатываемой на таких станциях. При всей социальной значимости такого строительства, оно может быть успешным только в случае, если будет экономически выгодным и если такую электроэнергию можно будет продавать в коммерческих целях.
В последние годы в экономически развитых странах (Дания, Германия, США и др.) наблюдается настоящий бум в строительстве ВЭС, так как в технологии производства современных ветротурбин удалось выйти на такой уровень, при котором уже в ближайшие годы цена ветровой электроэнергии должна составлять около 3 центов/кВт-час. Сейчас тариф на ветровую электроэнергию во многих зарубежных странах достигает 5—8 центов/кВт-час, что сопоставимо с тарифом для тепловых станций. И цена этой электроэнергии имеет устойчивую тенденцию к уменьшению. Причем, каждое удвоение мощности таких станций в мире дает снижение цены на электроэнергию примерно на 20%.
Перспективы дальнейшего снижения стоимости электроэнергии в нашей стране напрямую связываются с организацией на конверсионных заводах производства лицензионных ветротурбин следующего поколения мощностью 600 кВт. Ввиду того, что на указанных заводах уже имеется реальное производство лицензионных ветротурбин предыдущей модели, то есть мощностью 110 кВт, они в значительной степени подготовлены к производству более сложных машин мощностью 600 кВт. Хотя в данном случае конверсионные заводы неизбежно столкнутся с проблемами и им потребуется существенная поддержка со стороны государства.
Как видим, вопросы конверсии оборонной промышленности и конверсии военной инфраструктуры в деле развития отечественной ветроэнергетики оказываются взаимно увязанными. Более того, они обязаны существенно дополнять друг друга, так как в обоих случаях речь идет о создании новых рабочих мест в сильно отличающихся, но в одинаковой мере важных для государства сферах.
Какие еще отрасли экономики Украины заинтересованы в развитии ветроэнергетики? Во-первых, сельскохозяйственная и, во-вторых, электроэнергетика. Для сельскохозяйственных регионов это означает дополнительные возможности в развитии собственной генерации и сетевого хозяйства, а также создания новых рабочих мест. Для электроэнергетики строительство ветровых электростанций означает использование альтернативных источников на без-топливной технологии. Таким образом, ветроэнергетика становится одним из существенных способов для решения ряда социально-экономических проблем.
Однако их нельзя будет решить, если не создать для развития ветроэнергетики необходимых условий, прежде всего — на уровне законодательного обеспечения. Ведь в условиях финансового кризиса в стране инвесторы недоверчиво относятся к решениям, которые недостаточно подкреплены соответствующими законами. Поэтому, чтобы иметь возможность получить и внедрить на украинских заводах принципиально новую технологию производства современных ветротурбин, необходимо на законодательном уровне закрепить такие положения, которые свидетельствовали бы о возможности использования рыночных механизмов в производстве оборудования, а также строительстве и эксплуатации ветровых электростанций.
На решение этой задачи ориентирован проект нового закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно стимулирования развития ветроэнергетики», находящийся на рассмотрении в Верховной Раде. Он является логичным продолжением ряда законодательных актов, создавших основу для развития ветроэнергетики: «Национальная энергетическая программа», закон «Об энергосбережении» и закон «Об электроэнергетике». Каждый из них содержит важные положения о государственной поддержке нетрадиционной электроэнергетики. По данному вопросу имеется также большое количество нормативных актов, изданных исполнительной властью.
Опыт ряда предыдущих лет показывает, что конверсия идет с большими трудностями, что в значительной мере обусловлено проблемами экономической реформы в стране. Однако военные специалисты и их семьи не могут ждать, когда внешние условия изменятся и государство сможет им существенно помочь. Они готовы многое сделать сами, о чем убедительно свидетельствует опыт строительства и эксплуатации Донузлавской ВЭС. Нужно только, чтобы государство проявляло заинтересованность в решении тех проблем, которые возникают в процессе адаптации этих людей к гражданской жизни. В данном случае на самом высоком, то есть законодательном уровне, государство должно оказать такую поддержку, содействуя развитию отечественной ветроэнергетики. Возможность обеспечить одновременное решение ряда других проблем в смежных областях экономики, то есть в машиностроении, сельском хозяйстве и электроэнергетике, только усиливает значимость ветроэнергетики для страны и ее экономики.



Похожие записи:

 

После развала бывшего СССР Украине досталась одна из наиболее крупных частей военно-промышленного комплекса. Конверси

Последнии записи